logo search
шпорки

Принцип разделения властей (прв), особенности его реализации в рф

ПРВ - основной принцип организации гос. власти, один из основополагающих принципов организации и функционирования демокр., констит., правового гос-ва. Означает, что законод. деят-ть должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исп (гос.управление, регулирование) - органы исп. В, правосудие – суды. При этом "ветви власти" самостоятельны, независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Совр. понимание ПРВ дополнено необходимостью разделения полномочий м/у высшими и местными органами В. и управления. Эти идеи высказывались еще Аристотелем. Дальше Дж. Локк (предложил разделение властей по трём сферам на зак, исп и фед. (осуществляющую внешнеполит.функции), к исп. В. были отнесены и суды. Монтескье (предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц"). К 18 – нач 19- ПРВ получает признание во многих гос-х.Полит. обоснование ПРВ - распределить и сбалансировать властные полномочия м/у различными гос. органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий в ведении единого органа гос. В. ->предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».В гос-х с тотал. и авторитар. режимом, как правило, ПРВ не признаётся или же закреплено формально.В России: ПРВ получил шир. признание в мировой констит-ой практике. Закреплён он и в КонстРФ 1993. В Рос. выражена Сперанским (19в.), Пестелем (19в). Проект Конст. Муравьёва предусматривал конст-ую монархию, фед.устр-во, разд. вл. на зак,исп и суд, 2хпалатный парламент. АII провёл суд., городскую и земскую реформы, фактически были созданы единая суд. система и местное самоупр. Согласно Конст РФ гос В. осуществляют Президент (он является главой г-ва, гарантом Конст РФ, обеспечивает согласованное функц-е и взаимод-е органов гос власти, в системе фед органов поставлен на 1ое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей В). Фед.Собр.-парламент РФ, её зак-дат-ный и представит. орган, состоит из 2 палат — Совета Фед. и ГосДумы). Правит-во РФ (возглавляет систему органов исп власти), суды РФ — Конст. Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо указанного в Конституции действуют и др. фед.органы исп.В.— фед. министерства, фед. службы и фед. агентства, а также их территориальные органы. НО установленные КонстРФ взаимоотношения зак. и исп. органов не совсем соответствуют требования  РВ в правовом г-ве, т.к. система разделения и взаимод-я носит в целом несбалансир-ый хар-р - с явным перекосом в пользу полномочий През. и его доминирующей роли в решении гос. дел, с очевидными слабостями других ветвей власти в их соотношении с през.властью. В частности, у Президента РФ есть конст-ые полномочия, выводящие его В. за границы исп. В., нарушающие баланс разделения зак.и исп. ветвей В. Полномочия През. в области зак. власти включает в себя: право зак. инициативы; право издавать нормативные указы по любым ?ам, не урегулированным з-ном; право вето в отношении фед. з-нов.