logo search
вопросы по тгип с ответами

Классификация отраслей права

Система права современного общества объединяет ряд отраслей. Они могут классифицироваться по различным критериям.

Общепризнанным является деление отраслей по назначению норм права на отрасли материального и процессуального права.

Термин "материальное право" обозначает правовые нормы, с помощью которых государство прямо влияет на общественные отношения. Они закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования государственных органов.

К группе отраслей материального права относятся: конституционное, административное, финансовое, уголовное, земельное, гражданское, трудовое и семейное право.

Конституционное право составляют нормы, закрепляющие основы общественного и государственного устройства страны, порядок образования и систему органов государства и их полномочия, основы правового положения граждан. В конституционном праве формируются те принципы организации жизни общества и государства, которые являются основой для других отраслей права.

Гражданское право включает нормы, регулирующие разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (право на имя. на авторство, защиту чести и достоинства и т.п.). Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в договорах, сделках, обязательствах, при вступлении в наследство и т.п.

Гражданско-процессуальное право содержит нормы, которые регулируют порядок разбирательства и разрешения судом гражданских, семейных и трудовых споров. Они определяют ход судебного разбирательства, порядок вынесения и обжалования судебного решения, цели, задачи и обязанности суда при осуществлении правосудия, права и обязанности сторон - истца (лица, обратившегося в суд за защитой своего нарушенного права) и ответчика (лица, привлекаемого к делу в связи с предъявленным ему истцом исковым требованием).

Термин "процессуальное право" включает нормы, которые регулируют отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел.

В группу отраслей процессуального права входят: гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право.

  1. Плюрализм учений о происхождении государства и права

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производ-на от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (пат-римониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди

жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог воз-

) Гумплович Л Общее учение о государстве СПб. 1910. С 47,120–121

никновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

  1. Подзаконный нормативный акт: общая характеристика

Понятие и виды подзаконных актов. Нормативные акты, которые не являются законами, относятся к подзаконным нормативным актам. Все подзаконные акты по юридической силе ниже законов, но их юридическая сила не однородна. Подзаконные нормативные акты обычно подразделяются на 4-ре вида: 1) общие акты; 2) ведомственные акты; 3) местные акты; 4) локальные акты. Наибольшей силой обладают общие акты. Эти акты действуют на всей территории государства и распространяются на всех граждан. В РФ к ним относятся: 1) Указы президента (нормативные). 2) Постановления и распоряжения (нормативные) правительства. 3) нормативные постановления Государственной Думы и Федерального Собрания. Следующие по юридической силе ведомственные акты. Они действуют в пределах определенных министерств и ведомств: МВД, органы налоговой службы, Минобороны, они могут издавать общие подзаконные акты. В РФ к ведомственным нормативным актам относятся: инструкции, нормативные постановления и нормативные приказы министерств и центральных ведомств. Местные - нормативные акты, которые ниже по юридической силе ведомственных нормативных актов. Действуют на территории соответствующей административно-территориальной единицы и распространяются на жителей этих территорий. К ним относятся нормативные акты органов местного самоуправления. Локальные - нормативные акты, обладающие самой низкой юридической силой. Это нормативные акты различных предприятий, учреждений и организаций. Они действуют в пределах этих организаций и распространяются на их работников.Это – нормативный юридический акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит.Необходимо сразу же подчеркнуть главное: самое существование категории подзаконных актов, выявляемой с достаточной четкостью именно в социалистическом обществе, предопределено требованием верховенства закона, В условиях строгой законности все юридические акты (нормативные и индивидуальные) подразделяются на две соподчиненные группы-законы и подзаконные акты. Это является реальной гарантией высокого демократизма всей системы правовых актов, неуклонного проведения в ней общих принципов социалистического праваПонятие "подзаконные акты" отражает одну общую черту их содержания-то, что они основываются на законе, а также одну общую особенность их юридической силы-то, что они закону не противоречат. В остальном же акты рассматриваемой группы во многом различаются между собой, имеют существенные особенности ипо содержанию, и по юридической силе. Причем последний из указанных критериев применительно к подзаконным актам берется в связи с двумя признаками: а) компетенцией правотворческого органа" и б) сферой (областью) действия актаПо указанным признакам все подзаконные нормативные акты могут быть подразделены на четыре основные группы: 1) общие, 2) местные, 3) ведомственные, 4) локальные (внутриорганизационные).Рассмотрим вкратце эти группы на материале советской законодательной системы.Общие подзаконные акты. Это – нормативные подзаконные акты, которые издаются органами общей компетенции и распространяются на всех лиц в пределах страны. По своему значению они занимают второе, после законодательных актов, место в социалистической законодательной системе. Подобно законам, общие акты могут устанавливать субъективные права и обязанности в отношении всех субъектов в пределах страны; причем даже акты, принятые по отдельным вопросам, имеют общую юридическую силу: они должны признаваться обязательными всеми субъектами.К общим подзаконным актам относятся:а) акты постоянно действующих органов Верховных Советов. К ним принадлежат указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик, принятые по вопросам, которые они вправе решать сами окончательно;б) акты высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти (правительства). Совет Министров СССР и Советы Министров союзных и автономных республик оформляют свою правовую деятельность в виде постановлений и распоряжений. Как .общее правило, нормативный характер имеют в основном постановления; такой же характер могут иметь и отдельные распоряжения. В постановлениях Совета Министров СССР нередко содержатся первичные нормы. По отношению к актам, издаваемым органами управления, и актам местных органов государственной власти постановления правительства обладают превосходящей юридической силой[20];в) акты отдельных ведомств. В некоторых случаях отдельным ведомствам предоставляется право издавать акты не только внутреннего (ведомственного) значения, но и внешнего действия – общие подзаконные акты. Таковы, например, акты Министерства путей сообщения СССР, которое вправе издавать правила перевозок отдельных видов грузов, а также правила перевозок пассажиров и багажа. Во всех указанных случаях основы взаимоотношений между данным ведомством и иными субъектами должны быть урегулированы в законах и других общих нормативных актах (указах Президиума Верховного Совета, постановлениях правительства).Местные подзаконные акты. Это – нормативные подзаконные акты, издаваемые территориальными органами государственной власти и управления и распространяющиеся на лиц, находящихся на данной территории. В отличие от общих, рассматриваемая группа актов посвящена вопросам местной жизни в пределах той или иной административно-территориальной единицы-края, области, района, города, поселка, села и др.Отсюда и своеобразие их юридической силы. Местные акты, в принципе, имеют внешнее действие – распространяются на всех лиц, но в пределах данной территории.Местные акты издают местные Советы и их исполкомы. В соответствии со ст. 148 Конституции СССР местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, союзной и автономной республики. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.Ведомственные подзаконные акты. Это – подзаконные нормативные акты, которые издаются органами специальной компетенции (ведомствами) и распространяются на организации и лиц, входящих в данное ведомство[21]. Они, в отличие от общих и местных актов, посвящены вопросам, имеющим внутреннее значение для определенного ведомства – министерства, государственного комитета. Поэтому, в принципе, они обладают внутрен-ним действием: распространяются только на организации и лиц в пределах данного ведомства.Ведомственные акты издают многие государственные органы (а также общественные организации в тех пределах, в каких они наделены государством правотворческими функциями).Большое число разнообразных ведомственных актов издают исполнительно-распорядительные органы – органы государственного управления. Ведомственные акты органов государственного управления сами подчас образуют определенную систему, различаются по своей юридической силе. Наибольшей, (преобладающей) юридической силой среди ведомственных актов органов государственного управления обладают акты центральных органов отраслевого или функционального управления. К ним относятся, например, приказы и инструкции министров, председателей государственных комитетов.Ведомственные нормативные акты издают также органы юстиции, надзора и контроля. Может сложиться впечатление, что органы юстиции, надзора и контроля не обладают правотворческими функциями: они призваны обеспечить действие права, а не творить его. В принципе, это правильно, но только в отношении общих нормативных актов. Между тем центральные органы юстиции, надзора и контроля управомочены на издание ведомственных актов, регламентирующих внутреннюю деятельность соответственно судебной системы, прокуратуры, органов государственного контроля.Локальные (внутриорганизационные) подзаконные акты. Это – нормативные подзаконные акты, издаваемые организацией только для решения своих внутренних вопросов и действующие лишь в ее пределах. Таковы, в частности, правила внутреннего трудового распорядка на предприятиях, в колхозах. Они имеют много сходных черт с ведомственными актами. Однако их содержание и юридическая сила еще более ограничены. Локальные акты являются внутренними в строгом смысле этого слова, выражают начала децентрализации в правовом нормативном регулировании, выступают в качестве формы локальных юридических норм (11.25.7.).Внутренний характер рассматриваемой группы актов выражается в компетенции организаций (предприятий, колхозов), которые вправе их издавать. Эти акты посвящены организационным отношениям, которые складыва-ются на данном предприятий, в колхозе. В большинстве случаев они касаются вопросов дисциплины труда, порядка взаимоотношений между подразделениями данной организации и т.д.В юридической литературе нормативные юридические акты (в частности, подзаконные) классифицируются в зависимости от органа, издавшего их, и соответственно этому по наименованиям актов. Например, широко распространена классификация нормативных актов на такие виды: а) законы; б) указы; в) акты местных органов государственной власти; г) акты органов государственного управления.Классификация по органам издания не является, однако, достаточно точной, полной и юридически последовательной. Она не может быть признана достаточно точной потому, что один и тот же государственный орган нередко обладает компетенцией на издание нормативных актов с различной юридической силой (например, Президиум Верховного Совета может издавать указы законодательного значения и указы, которые являются чистыми подзаконными актами). Такая классификация не является полной, ибо она не вмещает всех разновидностей нормативных актов (например, здесь из поля зрения выпадают ведомственные акты, издаваемые органами юстиции, надзора и контроля, внутриорганизационные акты органов власти). Наконец, рассматриваемая классификация юридически непоследовательна, так как она не всегда отражает юридическую силу нормативных актов (например, под рубрику актов государственного управления подпадают и общие, и ведомственные, и внутриорганизационные акты).

Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

Рассмотрим их подробнее.