§ 2. Поиск особенных форм существования общего
В прикладном социальном исследовании недостаточно признать, что условием применения фундаментальных положений общих определений является существование их содержания в объективной социальной действительности. Надо еще установить, как и каким образом оно там существует, каковы формы этого существования. Общее всегда существует в собственных особенных формах. Так, фигура вообще, как отмечал Гегель, не может реально существовать, не будучи одной из конкретных фигур. Фигура вообще, не имеющая вид особенного, является лишь пустым созданием мысли, абстракцией, а реальным существованием может обладать только особенная, единичная, фигура: треугольник, квадрат, параллелограмм и др. Причем треугольник есть первая среди них, истинно всеобщая, сведенная к простейшей определенности фигура, которая встречается и в четырехугольнике, и в пятиугольнике и т. д. Треугольник, с одной стороны, стоит наряду с квадратом, пятиугольником и т.д., но, с другой стороны, он есть подлинно всеобщая фигура. Всеобщее в треугольнике находит свой первый вид в качестве реально существующей фигуры вообще.86
Признание существования общего в его простой особенной форме позволяет использовать это общее для познания всех остальных его форм. Причем та особенная форма, в которой первоначально приложило общее, выступает основанием для развертывания других особенных форм. «... Общее, — писал К. Маркс, — является, с одной стороны, всего лишь мыслимой differentia specifica, вместе с тем представляет собой некоторую особенную реальную форму наряду с формой особенного и единичного... Так обстоит дело и в алгебре. Например, а, b, с представляют собой числа вообще, в общем виде; но кроме того это — целые числа в противоположность числам а/b, b/с, с/b, с/а, b/a и т. д., которые, однако, предполагают эти целые числа как всеобщие элементы».87
Представим, что исследователю нужно применить общее понятие труда к анализу конкретного трудового процесса и на этой основе выработать те или иные нормативы его оплаты. Решая эту задачу, он должен иметь в виду, что абстракция труда вообще существует в среднем труде, который может выполнять каждый работник данного общества. «Это, — отмечает К, Маркс, — простой труд, которому может быть обучен каждый средний индивидуум и который он, в той или другой форме, должен выполнять. Самый характер этого среднего труда различен в разных странах и в разные эпохи культуры, однако он выступает как нечто данное в каждом существующем обществе».88 Использование понятия труда вообще, в котором стираются различия в видах труда, сведение труда к одностороннему, простому труду — это и есть работа с абстракцией, но с такой абстракцией, которая в общественном процессе реализуется ежедневно. Ее реальность доказывается не нахождением ее эмпирического образа, а ходом истории. Со стороны своей общности труд как таковой существует в каждом обществе. Однако в качестве действительного общего труда он выступает тогда, когда приобретает значение абстрактного труда в соответствующем этому свойству товарном производстве. В своей определенности эти абстракции представляют собой в такой же мере и продукт исторических обстоятельств, обладают полной значимостью для этих условий и в их пределах.
Социологу-прикладнику чаще всего приходится обращаться к понятиям, касающимся общества и человечества как таковых, общего (общественного) интереса, общей (общественной) собственности и т. д. Нахождение особенных форм, в которых существует общечеловеческое в обществе, — обязательное условие прикладного исследования того или иного общественного процесса или явления. Все мы согласны, например, с тем, что общество не сумма индивидов. Но не так легко определить, чем являются не входящие в эту сумму признаки общества. Если общество определяется как нечто несводимое к составляющим его индивидам, то должна быть признана в качестве общего в нем система связей и отношений, в которых члены общества находятся друг с другом. Точно так же общий интерес этих людей должен существовать не просто в виде абстракции всеобщего, а прежде всего в реальных взаимосвязях людей, порождаемых разделением труда и другими скрепляющими их обстоятельствами. Признав реальность общего в указанном смысле, необходимо найти особенные формы его существования. В мире людей интересы рода (человечества вообще) всегда пробивают себе путь в форме интересов особых индивидов. Это происходит потому, что интерес рода совпадает с интересом этих особых индивидов, в чем и состоит сила последних, их преимущества.89 Соответственно общечеловеческое в классовом обществе всегда представлено особенным классом; человек вообще — особенным классовым, социальным индивидом. Людьми же вообще они являются как бы вне общества, как не-общественные существа.
После того как найдена особенная форма существования общего, необходимо ту или иную единичность (конкретность) представить формой существования абстрактно-общего. Например, конкретный труд портного в рамках стоимостного отношения должен быть понят как форма существования, проявления абстрактно-всеобщего труда, т.е. расходования человеческой силы как таковой. В этой процедуре сложным для понимания оказывается опять-таки возможность осуществления общего в единичном. Если то или иное отдельное явление при его определении подводится под общее, то это логическое определение очевидно: единичное определяется через общее, подводится под него, а затем указывается отличительный признак. Например, и римское, и германское, и всякое другое право есть право, обладает свойством права вообще. Когда же общее трактуется не как свойство, принадлежащее конкретному и единичному, а, наоборот, как то, что делает всякое частное лишь формой своего проявления, то существование таким образом понятого общего принимает мистическую форму. Тогда право вообще выглядит чем-то, что осуществляет себя в римском, германском или другом праве как бы отдельно от них.90
Общие принципы приложимы к социальной действительности не потому, что за ними есть некое общее «существо», не принадлежащее никакому отдельному, а потому, что они существуют в особенном, в конкретных социальных явлениях и процессах. Таким образом должна реализовываться, например, общая (общественная) собственность. Она не может быть практически осуществлена, если не становится достоянием каждого трудящегося, не переставая быть, разумеется, общим достоянием. Именно это имел в виду К. Маркс, когда писал, что после ликвидации капиталистической частной собственности устанавливается индивидуальная собственность «на основе кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства».91 Это не значит, что общественная собственность потому и является общей, что она не принадлежит ни одному из отдельных членов общества. Это не значит, что люди, будучи носителями общего, выводятся из него, что общее предстает неким за людьми находящимся началом, а не отношениями самих людей, их внутренней связью как собственников средств производства. Наоборот, только из конкретных взаимоотношений людей, из применяемых ими способов ведения хозяйственной жизни и слагаются отношения собственности и его законы. В соответствии с этим совершенствование отношений собственности, т.е. их реализация на соборных, коллективистских началах, должна представлять собой осуществление требований общих начал в социальном механизме и в проводимых экономических мероприятиях, хозяйственных действиях. Главное в этой области — внедрение в производственных коллективах таких форм хозяйствования, которыми реализовалось бы непосредственно то общее, что представлено во всенародности богатства и собственности, т. с. реализовались бы общественные отношения как непосредственно-общественная собственность. Если, например, на уровне общества заработная плата рабочего составляет часть национального дохода, то и в рамках предприятия она должна существовать как часть дохода предприятия, за реализацию которой оно должно отвечать не меньше, чем за производительное применение способностей рабочих. Что же касается части дохода рабочего, которая поступает из фондов общественного потребления предприятия, то она должна потребляться по образцу общественных фондов, а не служить простой надбавкой к заработной плате. В той мере, в какой хозяйственный механизм реализует отношения потребительной стоимости, он и делает непосредственно-общественную собственность реальностью.
Итак, для готовности к применению на практике общее должно обрести свою особенную форму существования, облечься в другие модифицированные формы, выступить вместе со своими проявлениями. Без этих «приобретений» оно не может быть успешно приложимо к решению конкретных и практических вопросов. В то же время становится очевидной необходимость подхода к общему со стороны первенства единичного и особенного. Общее с этой точки зрения оказывается лишь их свойством.
- В. Я. Ельмеев, в. Г. Овсянников прикладная социология
- Издательство с.-петербургского университета
- Предисловие
- Часть I
- § 2. Практические функции социологии
- Очерк I предмет и функции прикладной социологии
- § 1. Фундаментальная (общая) социологическая теория как субъект приложения
- § 2. Особенности прикладной социологии
- Литература
- Очерк II методологическая основа прикладной социологии
- § 1. Материализм как социологический метод
- § 2. О применении материалистического метода в социологических исследованиях
- Литература
- Очерк III специфические методы и логика прикладного социологического исследования
- § 1. Ограниченность методов эмпирического обоснования практической применимости социологической теории
- § 2. Конкретизация социальных понятий как метод приложения социологической теории
- Литература
- Часть II
- § 1. Выявление объективного содержания общих понятий
- § 2. Поиск особенных форм существования общего
- § 3. Конкретизация общих определений — условие их применения в прикладных исследованиях
- § 4. Прогрешносги простого и непосредственного приложения общего к частному
- Литература
- Очерк V переход от сущности к явлению в прикладном социологическом исследовании
- § 1. Особенности приложения определений сущносги
- § 2. Конкретизация определений сущности в формах ее проявления
- § 3. Абсолютизация форм проявления сущности и ее отрицательные последствия
- Очерк VI прикладная форма социологического знания и ее функции
- § 1. Особенности прикладнях форм социальной теории
- § 2. Превращенные формы в прикладном социологическом исследовании
- § 3. Разрешение противоречий в процессе применения социальной теории
- Литература
- Очерк VII обоснование точного значения социальных понятий
- § 1. Изучение социальных фактов — условие и средство применения теории
- § 2.Функции методологии в разработке методик анализа социальных фактов
- § 3. Методологические основы измерений в социологии
- § 4. Теоретические предпосылки объективной оценки социальных фактов и явлений
- Литература
- § 1. Содержание социологического метода, его взаимосвязь с методологией и техникой прикладного исследования
- § 2. Особенности методов прикладной социологии
- Литература
- Очерк IX принципы и правила использования социологических методов в прикладном исследовании
- § 1. Модели социальных объектов в прикладной социологии
- § 2. Методологические ориентации в выборе методов практических решений
- Очерк X социальный анализ как метод прикладной социологии
- § 1. Методологические особенности социального анализа
- § 2. Задачи и процедуры социального анализа
- Литература
- Очерк XI метод социального эксперимента
- § 1. Требования к проведению социального эксперимента
- § 2. Инновационный социальный эксперимент
- Литература
- Очерк XII экспертный 1метод в прикладной социологии
- § 1. Особенности применения экспертного опроса
- § 2. Методы подбора и работы экспертов
- Литература
- Часть IV
- От прикладной социологии к социальной практике
- Очерк XIII
- Практика как объект приложения теории
- § 1. Проблема практики в социологической науке
- § 2. Методология познавательной и социально-практической деятельности
- § 3. Идеальное в познании и практике
- Литература
- Очерк XIV освоение теории социальной практикой
- § 1. Практика как феноменология общественного бытия
- § 2. Объективное и субъективное в социальной практической деятельности
- § 3. Использование законов науки в социальной практике
- Литература
- Очерк XV специфические методы и средства социальной практики
- § 1. О методах социальной практики
- Литература
- § 2. Социальные средства человеческой практической деятельности
- § 3. Критерий оценки в социальной практике
- Послесловие
- Оглавление