logo search
шпорки

30. Ильин и а «Аксиомы власти»

(1883-1954), российский религиозный философ, правовед, публицист. Полит. властвование состоит во влиянии воли одних, лучших и уполномоченных людей на волю других, подчиненных. Это означает, что власть по родовой сущности своей есть сила, и притом волевая сила. Поэтому сказать «сильная власть» все равно, что сказать «подлинная, живая власть. В отличие от всякой физ. силы гос.В. есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой природе своей внутр., психический, и притом духовный. Власть есть сила воли. Поэтому человек с нерешительною, колеблющеюся, раздвоенною волею, поддающийся непредметным влияниям, мягкий и уступчивый – неспособен к власти. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Аксиома 1 гос власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия. Право родится не от силы, но исключительно от права. Правосознание требует, чтобы самая власть воспринималась не как сила, порождающая право, но как полномочие, имеющее жизненное влияние (силу) только в меру своей правоты. Власть, совсем лишенная правовой санкции, есть юридически индифферентное явление: она не имеет правового измерения. Получить правовую санкцию она должна и от конституционного закона, и от признающего правосознания. Аксиома 2 гос власть в пределах каждого полит союза должна быть едина. Этого требует принцип гос. единения, связующего множество людей именно их отношением к общему и единому источнику положительного права. Единство гос власти следует понимать в смысле единого организованного воленаправления, выражающегося в единстве осуществляемого права. Поэтому гос-во, где возникли 2 власти, стоит перед гражд. войною и внутренним разложением Аксиома 3 гос. власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и полит. цензу нарушение этой аксиомы создает режим полит. порочности и извращает в самом корне аристократ. природу гос-ти. Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие. Народ, принципиально отвергающий правление лучших или не умеющий его организовать и поддерживать, является чернью. Аксиома 4 полит программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес. Гос. власть имеет призвание утверждать ест.право, а естественное право совпадает именно с общим, духовным интересом народа и гражданина. Только служение общему интересу превращает гос. власть в действительный, авторитетный центр пол. единения. Пол.я партия не может быть классовою по своей программе: она должна быть непременно всеклассовою, и притом сверхклассовою. Ибо гос. власть есть нечто единое для всех и общее всем, и поэтому программа, намечающая ее желанную и грядущую линию поведения, может содержать указания только на общие интересы. Аксиома 5 программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы. задача гос власти = жизненная и действенная; призвание ее в том, чтобы творчески влить в жизнь народа возможный максимум естественно-правовой формы. В общ и полит развитии есть своя необходимая последовательность, кот нельзя пренебрегать безнаказанно, и если партии начинают пренебрегать ею, то они губят г-во. Нарушение этой аксиомы порождает болезненное явление «пол. максимализма» и ведет г-во к разложению. Именно принцип «осуществимости» заставляет партии иметь две программы: «макс» и «мин» Аксиома 6 гос власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от нее тогда и только тогда, когда этого требует поддержание национально- духовного и государственного бытия народа. Власть не должна и не может проводить реформ, разрушающих самое бытие г-ва или попирающих жизнь и автономию нац-го духа. Г-во как дух. союз заинтересовано в том, чтобы обеспечить этим различиям свободный творческий исход, полноту бытия и жизненное примирение. Водворение справед-ти в общ. жизни людей является одною из основных задач гос. власти