logo search
Ельмеев В

§ 1. Особенности прикладнях форм социальной теории

Теоретическим положениям, чтобы быть готовим для практичес­кого применения, еще в ходе прикладной исследовательской деятель­ности необходимо обрести определенные свойства (формы), с которы­ми связаны как их познавательные функции, так и их практическая приложимость. В самом общем виде прикладными и готовыми к прак­тическому применению будут те положения социальной науки, которые прошли известный путь — от абстрактного к конкретному и выступают не эмпирически конкретными (конкретными в представлении), а теоре­тически конкретными (конкретными в синтезе определений).

Чтобы получить конкретные определения, готовые для примене­ния на практике и соответствующие конкретному в действительности, надо от простых абстрактных положений переходить к конкретным определениям, т.е. от исходных абстракций надо пуститься в новый (к действительности) путь, пока исследователь, наконец, снова не придет к целому, но на этот раз не как к хаотическому представлению о нем, а как к некоторой богатой совокупности многочисленных определений и отношений. Конкретными, следовательно, будут не опре­деления, касающиеся лишь исходных элементов общества (человек, деятельность, сознание), а его определения как общественно-экономи­ческой формации, единства базиса и надстройки, производительных сил и производственньсс отношений и т. д. Что же касается его про­стых элементов, т.е. когда они как простейшие определения установ­лены, то от них нужно еще восходить к конкретному, а не низводить конкретное до простейших определений.

Конкретное в мышлении (науке) получается тогда, когда простей­шие определения на основе дальнейшего анализа фактов действитель­ности превращаются в конкретные, отражающие богатую совокупность многочисленных сторон, отношений социального предмета. То же самое население предстанет тогда как состоящее из разных классов социальное образование, а классы, в свою очередь, получат характе­ристику через определение их места в системе общественного произ­водства, основ их существования, вытекающих из отношений к сред­ствам производства и т.д. В таком виде, т.е. как синтез многих определений, как единство многообразного, выступающее в мышлении результатом, а не исходным пунктом, конкретное делается практически приложимым.

Если говорить об особенностях конкретного как прикладной формы социальной теории, то готовыми к практическому приложению следует считать, прежде всего, те научные положения, в которых общее соединено с особенным и единичным.

Общее в его итоговом конкретном определении связано с част­ным, поскольку оно само получено путем изучения частного, фактов. Так, общие положения, касающиеся капиталистического производства в целом, выводятся из движения индивидуального капитала. Путь к конкретному в этом случае представлен движением через частное к общему,

Казалось бы, конкретное при его выведении из абстрактного должно терять черты общего. Однако конкретно-общее получается из движения от частного к общему. Возникая именно из движения через частное, оно становится приложимым к частному. Было бы неправиль­но искать прикладные формы только на пути движения от общего к частному, т.е. полагать, что восхождение от абстрактного к конкрет­ному тождественно нисхождению от общего к особенному, что общее есть нечто только абстрактное. Переход от абстрактного к конкретному на самом деле предполагает выведение общего из отдельного, а ис­ходные, простейшие общие абстракции касаются лишь отдельных сто­рон целого, тех или иных частей объекта.

Вместе с тем конкретно-общие понятия вовсе не нуждаются в том, чтобы в них был включен полный перечень всех отдельных признаков и отдельных факторов определяемого явления. Попытка «теоретика» внести в общее понятие все частные признаки означает «за деревьями не видеть леса». Приложимо не только «отдельное дерево», но и «лес».

Далее, определения, отражающие сущность социальных процессов или отношений, свою прикладную форму обнаруживают в другой своей особенности: они должны содержать в себе единство сущности и явления, т.е. теоретический принцип, выражающий ту или иную сущность, должен быть представлен не только в «чистой» форме, но и в «одежде» своих проявлений. Обязательность наличия в прикладных результатах форм проявления сущности диктуется тем, что в реальной действительности сущность пребывает в формах своего проявления, и ее определения приложимы, следовательно, через эти формы.

Определения сущности не исчерпываются определениями общего, взятого в его отношениях к особенному и единичному, хотя сущность вне общего не обнаруживает себя. Общее, приобретая значение сущностно-общего, одновременно нуждается в ряде других прикладных форм. Так, в значении определений субстанции, основы оно может прилагаться лишь в соединении с его определениями, которые указывают на то, что его обосновывает или опосредствует. Соответственно готовыми к практическому применению будут те теоретические поло­жения, в которых определения основы (субстанции) дополнены харак­теристиками атрибутов и модусов, т.е. формами, которые ее конкре­тизируют.

В итоге конкретность теоретических положений, охватывая сущ­ность и непосредственное бытие общественных отношений, приобре­тает форму единства в многообразном, т.е. принцип единства соеди­няется с принципом многообразия. Их соединением как бы заверша­ется диалектика общего и особенного, сущности и явления, целого и части, системы и элемента и т.д., образующая логику процесса кон­кретизации теоретических положений. Наделяя фундаментальные по­ложения социальной науки знанием: а) особенного и единичного, б) проявлений сущности, в) многообразных сторон действительности, рассматривая эти положения в единстве с указанными моментами, мы тем самым придаем теории свойства приложимости. Конкретность фундаментальных положений социальной наук, в конечном счете, предстает как их применимость к решению частных вопросов и прак­тических задач.