logo search
вопросы по тгип с ответами

2.4.2. Индусская правовая система

Индусское право основано на религии индуизма и регулирует поведение членов индусской общины[31] . Это не право Индии, а право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей к принятию на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

Главная черта индусского права – тесная связь с религией. Она является неотъемлимой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и догм морали. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере деяния преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источником права. Даже когда имеется закон, судья не должен его применять по всей строгости. [32] Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может претендовать судебная практика. Итак, в период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, ни на судебных решениях.

В период английского колониального господства индусское право претерпело существенные изменения. Прежде всего, ограничилась сфера его применения. В области права собственности и обязательств традиционные нормы очень скоро заменили нормы общего права, в то время как споры, касающиеся наследования, брака, касты и других традиционных институтов, по-прежнему решались в соответствии с нормами индусского права.

На дальнейшее развитие индусского права значительное влияние оказали законодательство английской администрации и нормы общего права. Так, были отменены положения индусского права, связанные с кастовой дискриминацией, нормы о недееспособности женщин, запрещено самосожжение вдов.

Модификация индусского права осуществлялась под влиянием социально-экономических перемен, внесенных в традиционный хозяйственный уклад развитием капиталистических отношений в колонии, посредством таких источников права, как закон и судебный прецедент. Английские судьи, применявшие индусское право, восполняли пробелы в нем нормами из английского общего права, или создавая на его основе новые прецеденты. В результате судебной практики место классического индусского права постепенно заняло “ английско-индусское право”[33] . Тем не менее полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать.

После достижения независимости (1947 году) в Индии был взят курс на модернизацию как индусского права, так и национальной системы права в целом. В течении ряда лет были приняты законы резко ограничившие сферу действия традиций. Ныне судьи руководствуются в первую очередь законами и прецедентами. Конституция Индии 1950 года запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. Законом о браке 1955 года были существенно реформированы нормы индусского права о браке и разводе. Закон о наследовании 1956 года закрепил право женщин в сфере наследственных отношений и включил их в круг наследников. Был изменен прежний режим семейного имущества, и многие виды имущества были законодателем признаны объектами личного имущества. По закону 1984 года были созданы так называемые «семейные суды», которые должны решать семейно-брачные споры сторон независимо от их религиозной принадлежности.

Но модернизация старого права - трудный и длительный процесс. Так, до сих пор еще не принят предусмотренный в Конституции 1950 года Гражданский кодекс Индии, который должен установить единый для всех жителей страны гражданско - правовой статус.

Многие положения модернизированного индусского права, действующие в современной Индии, не распространяются на индусские общины вне Индии, где продолжают действовать нормы традиционного индусского права.

В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховными судом.

Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии. Законодательство и решения судов должны соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов осуществляет Верховный суд.

Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества.

  1. Система «сдержек и противовесов» властей в современном государстве

 система «сдержек и противовесов» властей в современном государстве

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система «сдержек и противовесов», установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п. Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Принцип разделения властей означает деление власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной, независимой осуществляется определенном органом и имеет контрольные рычаги и полномочия по сдерживанию других ветвей власти (система сдержек и противовесов). Идея принципа разделения властей была заложена Дж. Локком, а разработана в классическом варианте Монтескье в конце 18 века. Принцип разделения властей был дополнен системой сдержек и противовесов при разработке американской конституции. Система сдержек и противовесов предназначена для предотвращения перекоса в сторону какой-либо ветви власти, все власти уравновешивают друг друга.

В рамках разделения властей:

роль исполнительных органов власти следующая: они исполняют законы в отношении всех других государственных органов, финансируют их деятельность, регулярно отчитываются перед парламентом, участвуют как сторона процесса в рассмотрении споров судами, их акты могут быть признаны судами как несоответствующие Конституции и другим законам.

- роль законодательных органов власти следующая: парламент участвует в формировании судейского корпуса, в формировании исполнительных органов власти, в ряде случаев могут избирать президента, принимают законы, на основе которых действуют все остальные органы власти и т.д.

роль судебных органов власти следующая: они рассматривают правовые споры, в том числе с участием различных органов власти исполнительной, законодательной власти, могут привлечь к ответственности должностных лиц государственных органов и т.д.

Государство  это суверенная организация политической власти в обществе представляющая собой систему государственных органов, имеющая свою территорию, население и имеющая право создавать правовые нормы для регулирования общественных отношений.

Правокак совокупность общеобязательных, формально и структурно определенных правовых норм, принятых государством и охраняемых им от нарушений и предназначенных для регулирования общественных отношений.

Экономика – это совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

 

Соотношение права и экономики: социальные последствия влияния права на экономику:

· позитивные: право способствует развитию экономики тогда, когда оно соответствует естественно-историческому ходу развития общества, объективным экономическим законам;

· негативные: право тормозит развитие экономики тогда, когда оно противоречит объективным экономическим законам развития общества.

В свою очередь, экономика предопределяет содержание права, экономика – это самая динамичная сфера отношений, потому что происходит в экономике государства, через какое-то время отражается в праве. Например, финансовый кризис явился основанием для принятия массы нормативно-правовых актов по его преодолению.

Соотношение государства и экономики:

Основные системы управления экономикой:

1. Административно-командная - представляет собой тотальное государственно-правовое регулирование экономики.

2. Рыночная – основана на стихийном саморегулировании (в чистом виде в настоящее время нигде не существует).

3. Смешанная рыночная – сочетающая рыночные законы с разумным государственным регулированием экономики.

Исходя из последней модели можно определить следующие пределы государственно-правового вмешательства в экономику:

1. Определяются цели, задачи, принципы рыночных отношений и закрепляются тенденции их развития.

2. Фиксируются законодательным путем (должны фиксироваться) рамки и пределы государственно-правового вмешательства в экономику.

3. Законодательно закрепляются и гарантируются все формы собственности.

4. Запрещаются монополия и недобросовестная конкуренция, все виды экономических преступлений и правонарушений и т.д.

5. Четко регламентируется законодательный порядок хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров

6. Устанавливается правовая ответственность за правонарушения в области экономики.

В свою очередь, экономика определяет деятельность государства в этой сфере. Например, финансовый кризис явился основанием для принятия массы государственных решений по его преодолению.

  1. Система законодательства: понятие и основные компоненты

под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах — документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную (отраслевую), вертикальную (иерархическую), федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования— фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство и т. п.).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативных правовых актов Российской Федерации стоит Конституция РФ, далее идут законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативных правовых актов Российской Федерации:

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).