logo search
вопросы по тгип с ответами

Демократический политический режим

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками демократии являются:

В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

  1. Форма правления в современном государстве

форма правления - способ организации верховных органов государственной власти, характер их соотношения между собой и с населением страны.

 

правление - это элемент формы государства, который характеризует организацию верховных органов государственной власти и, прежде всего, порядок их создания, распределение компетенции между ними. Форма правления внешне наиболее заметный элемент формы государства и издавна служит основанием для классификации, определения видов государств.

Исторически различают две основные формы правления:

монархию, где верховная государственная власть принадлежит одному лицу, получившему ее по наследству и осуществляющему государственную власть пожизненно;

республику, где верховная государственная власть принадлежит единоличному или коллегиальному органу, избранному гражданами страны на строго определенный срок.

В современном мире монархии существуют, как правило, в виде монархий конституционных, например, в Бельгии, Великобритании, Испании, Швеции, Японии и других странах. Здесь монарх выполняет только функции главы государства, а законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется конституционно сформированными самостоятельными органами - парламентом, правительством, различного рода судами.

Есть и исключения. В ряде стран, например, Ближнего Востока до сих пор сохраняются монархические формы с признаками абсолютной монархии, где вся полнота верховной законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточена в руках одного лица или семьи.

Республики в современном мире представлены в виде парламентарных (Италия, Германия и др.) и президентских (США, Франция и др.). Различие между ними определяется тем, какой орган (президент как единоличный глава государства или парламент как коллегиальный законодательный орган) формирует правительство страны и контролирует деятельность исполнительной власти.

Не смотря на то, что монархии считаются наследием средневекового периода, они достаточно распространены в современном мире, и народы стран с монархической формой правления в подавляющем большинстве не склонны ее изменять. Во многом это объясняется стремлением уважать и сохранять исторические традиции, а также тем, что, различия монархических и республиканских форм не исключают их принципиального совпадения по содержательным параметрам. В любом современном цивилизованном государстве вне зависимости от особенностей формы правления реализуются принципы народовластия, разделения властей, верховенства права и другие.

 

  1. Форма современного внутригосударственного устройства

Форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на

    1. унитарные,

    2. федеративные и

    3. конфедеративные.

Каждое государство обладает своей собственной территорией, на которой проживает его население. Государственная власть распространяется на каждого человека, регулирует в той или иной мере все стороны его поведения. Однако многие вопросы, возникающие на местах, трудно разрешить из центра. Например, в Москве не могут знать всех проблем гражданина, живущего где-нибудь в Хабаровском крае. Поэтому возникает необходимость в распределении власти таким образом, чтобы какие-то вопросы решались централизованно, другие — на местах.

Существует два способа распределения власти. Можно передать часть полномочий региональным органам государственной власти, оставив их в подчинении центральных органов. В этом случае территория государства остается единой, разделяющейся лишь на административные единицы (районы, провинции), т. е. части территории, не обладающие государственностью, а существующие лишь для удобства управления. Такие государства называются унитарными.

Однако возможен другой вариант, когда региональные органы государственной власти самостоятельны в решении некоторых государственных вопросов. В этом случае территория государства состоит из самостоятельных частей, обладающих государственностью и называющихся субъектами федерации, а само государство является федерацией.

Форма внутригосударственного устройства — это способ организации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении власти центра и мест.

Унитарное государство имеет следующие основные признаки:

  1. единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении территориальных единиц;

  2. в основном равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам;

  3. единое гражданство;

  4. единая система права, основу которой составляет единая для всего государства конституция;

  5. единая судебная система;

  6. одноканальная система налогов.

Таким образом, в унитарном государстве имеет место централизация управления и вводится прямой либо косвенный контроль над всеми органами местной власти. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, партикулы и т. п. — явление прогрессивное. Однако с развитием рыночных отношений, усилением интеграционных процессов унитарные государства уступают место государственным объединениям и, в частности, федеративным государствам.

Федеративное государство — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Федеративная форма сложна и многолика. Тем не менее всем федерациям свойственны общие черты:

  1. территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектов федерации может быть разной;

  2. в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата, земли). Как правило, на высшем уровне федеративный характер государства проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации;

  3. наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на практике особых юридических последствий не порождающего;

  4. субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что, впрочем, не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;

  5. субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему, и в таких случаях рассмотрение апелляций заканчивается в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная инстанция федерации не рассматривает апелляции на решения судов их субъектов;

  6. в федерации используется двухканальная система налогов — устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов.

Различают федерации:

  1. национальные, где субъекты образуются по национальному признаку, и территориальные;

  2. симметричные, характеризуемые равным юридическим статусом ее субъектов, и асимметричные — с разным статусом субъектов.

Унитарные и федеративные государства представляют собой идеальные типы в том смысле, что в политической действительности они никогда не встречаются в «чистом виде». Самое централизованное государство оставляет определенные рамки автономии некоторым местным или областным органам, тогда как федеральное государство имеет центральные органы, власть которых распространяется на всю территорию. Таким образом, различие между двумя формами государства — в степени, но не в сути, в уровне децентрализации политической власти.

  1. Форма соединения современных государств

Внутригосударственное устройство – это административно территориальное деление страны или распределение власти по территории.

Форма гос. устройства показывает:

1. Каково внутреннее деление государства, из каких частей оно состоит и как эти части взаимоотносятся друг к другу;

2. Как строятся отношения между центральными и местными гос. органами;

3. В какой форме выражаются интересы проживающих на данной территории наций.

Виды:

1. Унитарные

a) Сложное – в его состав входят автономии (Финляндия, Дания, Украина, Гренландия, Форерские острова)

b) Регионолистское – состоящее из регионов (Великобритания, Китай)

2. Федеративные

Унитарное Государство представляет собой единое цельное централизованное Государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц. Таких государств в мире большинство. Не имеет самостоятельных внутригосударственных образований (Прибалтика, Польша, Белоруссия, Чехия, Словакия)

Федеративное Государство это сложное союзное государство, состоящее из самостоятельных гос. образований. Их объединяет самостоятельность субъектов. Они имеют свое управление, Парламент, судебные органы, представительство в верхней палате федерального парламента (Совет Федерации).

(США, РФ, Индия, Германия, Австрия, Канада, Мексика, Бразилия)

Виды федеративных государств:

1. Территориальные (США – 50 штатов, ФРГ – 16 земель, Австралия

2. Национальные (Индия 25 штатов, 7 территорий)

3. Смешанные (Канада 2 территории и 10 провинций)

4. Симметричные – равны между собой

5. Ассиметричные – не равны (Канада – Квебек)

22. Форма межгосударственного устройства: исторические и современные виды

Межгосударственное устройство – это форма соединения государств, союз суверенных государств на основе международного договора.

Признаки (характерные черты):

1. Международные договоры;

2. Суверенитет – подписывают соглашения и сохраняют суверенитет;

3. Сецессия – право свободного выхода;

4. Нуллификация – право на применение актов союзных органов;

Конфедерация – это союз суверенных государств, объединяющихся на основе международного договора для обеспечения взаимных интересов.

1. Швейцария XVII в. Швейцарская Конфедерация.

2. США – до принятия конституции были соединенными государствами Америки.

3. Германия – до германской империи – северо-гарманский союз.

4. Уния Норвегии и Швейцарии.

5. (Австро-Венгрия начало XX в.).

К концу XX в. конфедераций не осталось

Современные объединения государств:

1. Содружество (все 4 признака) – союз суверенных гос-в, координирующих свою деятельность в определенных сферах. (Британское содружество наций, СНГ)

2. Сообщества (3 первых признака) – централизованная форма межгосуд.. устр-ва, предполагающее добровольное ограничение странами-участниками своих суверенных прав. (ЕС)

3. Союзы (союзные государства – Сербия и Черногорье; Белоруссия и Россия)

4. Организации, лиги, советы, создаваемые на основе различных признаков (ООН, ОПЭК, Совет Европы).

  1. Формирование российской юридической науки

связано с развитием юридического образования. 2 половина XVIII в.

Точка отсчета – Императорский Московский университет. 20.01.1755 в нем созданы 3 факультета, один из них – юридический.

Первый русский профессор права Семен Ефимович Десницкий (1740-1789) закончил университет в Глазго. В России читал «Римское право по институциям, с применением к русскому праву отдельных законов». Возглавлял кафедру российского законоведения.

Дореволюционные юристы: Золотницкий – первый попытался изложить теорию права в книге, Горюшкин – автор первого росс. зак-ва, Куницын сочинение «Право естественное», Сперанский – объективный идеалист в познании государства и права, Чечерин – российский либералист, Коркунов – раскрыл социальные аспекты права, Неволин – основатель российской философии права, Муромцев – идеи социологического изучения права, Новгородцев – нравственный идеализм в праве, Кистяковский – идеи о правовом государстве, Петражицкий – основатель теории правосознания в России и психологии права в целом, Гессен, Трубецкой – религиозно-нравственные основы всего правового, Шершеневич – российский юр. позитивизм.

Философия и энциклопедия права – общая теория права -> юридического государствоведение -> Теоретический курс появился в конце XIX в. «Теория права и государства» (т.к. была абсолютная монархия)

В Советское время ТГП идеологизировано.

1919 г. – упразднены юр. факультеты, вместо них – факультеты общественных наук.

1925 г. Восстановление юр. факультетов – факультеты советского права. В конце 30 г.г. появилось современное название – ТГП.

Советские юристы: Александров, Васильев, Денисов, Казамирчук, Недбайло, Строгович, Халфин, Шебанов.

Разидеологизирование курса в 90х г.г., название осталось прежним.

Российские юристы: Бабаев, Баранов, Венгеров, Карташев, Лазарев, Малько, Мальцев, Марченко, Мартышина, Морозов, Нерсесянц, Пиголкин, Радько, Тихомиров, Чиркина.

й где-то 300 лет. Начинается с эпохи Петра1. он перевел на русский язык Гуго Гроция, Пуфиндорфа,создал академию наук, учредил кафедру права. Реальное формирование права с создания императорского московского университета 1785 г. первые профессора – австрийцы. Десклицкий – первый русский профессор. В 19 веке закрепляются юридические школы в правовой науке Неволин – отец русской философии права, Коркунов и др. Наука права оформилась в 19 веке. В 1940 г – первый официальный учебник по теории государства и права. 1990г пересмотр позиции науки.

  1. Функции государства: виды, формы и методы осуществления

Классификация функций государства.

Вопрос о классификации функций государства не имеет в науке однозначного решения. Предлагаются самые различные основания классификации. Причем одни категорически отвергаются, другие, наоборот, поддерживаются. Остановимся на наиболее распространенных основаниях классификации функций государства.

По значимости функции государства можно подразделить на основные и неосновные. Основные функции – это наиболее важные, главные направления деятельности государства. Они связаны с решением первоочередных задач, стоящих перед тем или иным государством на определенном этапе его существования. Неосновные функции – это уже менее важные направления государственной деятельности. Государство осуществляет подобного рода функции, поскольку в своей деятельности нередко решает те или иные второстепенные задачи (например, задачи по ликвидации последствий какого-либо стихийного бедствия или катастрофы).

По характеру функции государства могут быть подразделены на общесоциальные и сословно-классовые. Государство как орган социального управления всегда выполняет те или иные функции по организации и поддержанию в обществе порядка. Эти функции осуществляются, как правило, в интересах всего населения, всего общества и носят общесоциальный характер. Наибольшее распространение общесоциальные функции имеют в современных демократических государствах, в то время, как в государствах прошлого (например, в рабовладельческих или феодальных) удельный вес этих функций весьма незначителен. Наряду с общесоциальными государство может выполнять сословно-классовые функции. Это связано с тем, что государство как орган социального управления нередко подчиняется интересам каких-либо классов или социальных слоев и превращается в орудие классового или сословного господства. Сословно-классовые функции особенно характерны для государств прошлых исторических эпох и современных антидемократических государств.

По продолжительности осуществления функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные – это функции, которые государство осуществляет практически всегда и в течение неопределенного времени. Посредством этих функций государство решает задачи, которые постоянно стоят перед обществом (например, обеспечение общественного порядка). Временные – это функции, которые государство осуществляет в течение только определенного времени. Выполнение таких функций связано с реализацией каких-либо временных задач (например, осуществление некоторых функций в условиях военного времени).

По сфере распространения функции государства традиционно подразделяют на внутренние и внешние. Внутренние – это функции, которые государство осуществляет внутри страны, т.е. в пределах своей территории, а внешние – это функции, которые государство осуществляет в отношении других стран. Среди внутренних можно выделить следующие: функция защиты и охраны прав и свобод личности, функция охраны правопорядка, экологическая функция и др. К внешним функциям относятся обеспечение обороноспособности страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества и др.

По сферам общественной жизни можно выделить экономическую, политическую, социальную и идеологическую функции государства. Экономическая функция выражается в определенной деятельности государства в сфере экономики. Политическая функция проявляется в сфере политики. Выполняя эту функцию, государство соответствующим образом воздействует на политические отношения в стране и за ее пределами. Осуществление социальной функции связано с решением социальных проблем, прежде всего, внутри страны (оказание различных социальных услуг, борьба с безработицей, поддержка беднейших слоев населения и т.д.). На международной арене эти функции могут выражаться, например, в оказании гуманитарной помощи тем или иным странам. Идеологическая функция – это разнообразная деятельность государства в духовной (идеологической) сфере (развитие культуры, воспитательная деятельность, развитие образования и т.д.).

Иногда названные функции государства относят только к внутренним функциям. Все же правильнее, думается, относить эти функции, как к внутренним, так и к внешним. Экономическая, политическая, социальная и духовная или идеологическая сферы общественной жизни имеют место не только в отдельно взятых странах, но и характерны для всего мирового сообщества. Поэтому государства, осуществляя соответствующие функции в этих сферах, действуют нередко в масштабах не только своей страны, но и мирового сообщества в целом.

Государство выполняет свои функции в присущих ему формах, применяет в своей деятельности различные методы.

В литературе под формами осуществления функций государства понимают: во-первых, специфические виды государственной деятельности; во-вторых, однородную по своим признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

В первом случае к формам осуществления функций государства относят законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-надзорную деятельность. Однако с такой точкой зрения согласны не все правоведы. Некоторые считают, что в данном случае учение о формах реализации функций государства подменяется суждениями о формах осуществления функций различными ветвями государственной власти.

Во втором случае выделяют правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.

под правовыми формами реализации функций государства понимается деятельность органов государства, связанная с изданием правовых актов как нормативного, так и правоприменительного характера. К правовым формам реализации функций государства относится правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативных правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по реализации законов и подзаконных нормативных правовых актов путем издания актов применения права.

Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется на исполнительно-распорядительную и правоохранительную.

Исполнительно-распорядительная деятельность представляет собой деятельность государственных органов, связанную с повседневной работой по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность – это властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В последнее время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.д.

Обычно в литературе об организационных формах осуществления государственных функций говорят в самом общем виде, никак их не дифференцируя. Однако некоторые исследователи выделяют такие, например, организационные формы, как организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую.

Организационно-регламентирующая форма выражается, по их мнению, в оперативной текущей организационной работе по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная форма характеризуется оперативно-технической текущей хозяйственной работой по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (бухгалтерский учет, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения и т.п.).

Организационно-идеологическая форма проявляется в повседневной разъяснительной работе, также связанной с обеспечением выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов, формирование общественного мнения и т.д.)

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

  1. Эволюция представлений о праве. Идеализм и реализм в правопонимании

Правопонимание  это процесс и результат целенаправленногопознания права.

Направления:

I. Юридический идеализм – основано на понятии естественного права

1. Религиозный идеализм

2. Светский идеализм

II. Юридический реализм – основано на понятии позитивного права – права, установленного Государством.

1. Юридический позитивизм

2. Историческая юриспруденция

3.Социологическая юриспруденция

Таково европейское правопонимание

Юридический идеализм:

Складывался первым исторически.

Течения:

Считают, что в основе всего Бог, как создатель.

Человек определяет свою судьбу как разумное существо. Существовало до буржуазных революций.

Светский идеализм

ложился в период подготовки буржуазных революций.

уть: право порождения человеческого разума, т.е. оно создается человеком. Оно предшествует гос. Праву.

юридический реализм

Появляется после буржуазных революций. Отрицает естественное право и считает единственным позитивное право, т.е. установленное Государством (Цицерон)

Юридический позитивизм

Возникает в Англии. Его девиз – «Право – это приказ соверена». (Суверенные государства) XVIII в.

Историческая юриспруденция

Складывается в XIX в. в Германии.

Школы:

1. Историческая школа права Афона Савиньи

2. Марксистская школа права – «Право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса».

Социологическая юриспруденция

Складывалась на рубеже XIX – XX веков. Девиз – «Право не в книге, право в жизни».

 

  1. Юридическая ответственность: понятие, принципы и виды

одним из действенных правовых средств сдерживания правонарушае- мости является юридическая ответственность.  Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние.  Она характеризуется следующими признаками:  • юридическая ответственность выражается в несении правонарушителем определенных неблагоприятных для него последствий, иначе, ограничений, лишений, страданий. Важно отметить, что эти последствия ложатся дополнительным бременем на его плечи. Если, к примеру, взявшего деньги в долг принуждают их отдать или самовольно занявшего жилую площадь выселяют, то здесь нельзя вести речь о юридической ответственности. Если же правонарушитель понесет дополнительно какой-либо урон, обременение, а не просто принудительно исполнит свою обязан - ность, которую он по каким-либо причинам добровольно не выполнял, то налицо будет юридическая ответственность. Например, правонарушитель не только возвращает похищенную вещь, но и уплачивает штраф за совершенное им мелкое хищение;

Цели юридической ответственности. Во-первых, юридическая ответственность налагается для того, чтобы покарать правонарушителя и тем самым восстановить социальную справедливость.  Во-вторых, целью юридической ответственности является перевоспитание осужденного правонарушителя (и предупреждение совершения им правонарушений в будущем). Отбыв наказание в виде лишения свободы или возместив причиненный ущерб, либо получив выговор, виновный остается в рядах своих сограждан и продолжает жить и работать. Общество заинтересовано в своих рядах иметь человека не озлобленного наказанием, а осознавшего, что, делая другим плохо, он делает плохо и себе, что лучше жить честно и пользоваться благами, полученными законным путем, нежели потерять самое дорогое благо - свободу, доброе имя, честь.  В-третьих, применение юридической ответственности осуществляется и в назидание всем окружающим людям для предупреждения совершения противоправных деяний с их стороны. В противном случае они могут рассчитывать на тот же неблагоприятный результат или те личные лишения, определенные правом, которые понес правонарушитель.  В-четвертых, многие меры юридической ответственности направлены на восстановление положения потерпевшего, на компенсацию имущественных потерь или морального вреда: возмещение убытков, неустойка, штраф, взимаемый в пользу потерпевшего.  Принципы юридической ответственности. Эти принципы определяют основания, порядок и пределы юридической ответственности. Среди них выделяются следующие принципы:

- принцип скорейшего наступления юридической ответственности - если срок, отделяющий момент совершения деяния и момент применения за него мер юридической ответственности, значителен, то санкции могут потерять свою актуальность и перестать соответствовать самому правонарушению либо тем социальным условиям, в которых оно было совершено.  Виды юридической ответственности (классифицируются по отраслевой принадлежности). Их разделяют подобно тому, как разграничивают виды правонарушений. Выделяют девять видов юридической ответственности. Рассмотрим их в зависимости от степени тяжести.

  1. Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей.

  2. Административная ответственность предусматривается за совершение административных правонарушений, т. е. за невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы, гигиены и санитарии и др. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, однако они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест, дисквалификацию, штрафы, конфискацию предметов, лишение специальных прав). Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение работнику полиции и др.).

  3. Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Они могут быть установлены как Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на предприятиях, в организациях, так и уставами, правилами, положениями, адресованными специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим). Дисциплинарные санкции (замечание, выговор, лишение премии, понижение в должности и др.) хотя и не столь сурово отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воздействие и предотвращает совершение новых дисциплинарных проступков.

  4. Материальная ответственность связана с ущербом, причиненным работником предприятию. Факт нахождения на службе и выполнение им трудовых обязанностей в интересах данного предприятия как бы «смягчает» его участь: он обязан возместить ущерб не в полном размере, а в размере своего месячного заработка, если ущерб причинен по неосторожности.

  5. Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых правоотношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причиненный гражданам и организациям имущественный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других мер юридического воздействия.

  6. Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета и др.

  7. Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую «критическую массу», определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут носить даже судьбоносный характер, например лишение родительских прав и др.

  8. Конституционная ответственность выражается чаще всего в отмене нормативных актов, противоречащих Конституции РФ, но не только (импичмент президента, роспуск парламента и др.).

  9. Процессуальная ответственность возлагается за нарушение порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, но в основном за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия и, в частности, ведения судебного процесса. Спектр процессуальных санкций довольно широк: от предупреждения до удаления из зала судебного заседания, от штрафа до принудительного привода.

  1. Юридические коллизии и способы их разрешения

Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:

1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

2) субъективными, которые прежде всего возникают из‑за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно‑правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты;

4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

  1. Юридические факты и их классификация

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыминорма права связывает наступление определенных юридических последствий.

Признаки юридического факта:

Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм. Они играют важную роль в правовой системе, так как связывают нормы права с реальными общественными отношениями. Следует иметь в виду, что связь между юридическими фактами, выраженными в гипотезе нормы, и правами и обязанностями, закрепленными в ее диспозиции, не является причинно-следст- венной, так как устанавливается правотворческим органом.

Еще до контакта с реальной жизненной ситуацией юридические факты организуют и предварительно воздействуют на поведение людей, обеспечивая переход абстрактной модели в конкретное поведение реальных субъектов. Определенный набор юридических фактов осуществляет своеобразное поднормативное индивидуальное регулирование. При наличии указанных фактов «срабатывают» диспозиция и санкция юридической нормы. Это особый механизм, который запускает ее действие, своеобразный «спусковой крючок», момент перехода права из состояния относительного покоя в движение применительно к реальной жизненной ситуации, к реализации социальной востребованности того потенциала, который в нем заложен.

Конкретные юридические факты вместе с юридическими нормами определяют содержание прав и обязанностей участников правовых отношений. Следует иметь в виду, что достаточно часто для возникновения или прекращения правового отношения требуется не один, а несколько юридических фактов, необходимая совокупность которых называется юридическим (фактическим) составом (например, для возникновения пенсионного правоотношения необходимо не только достижение определенного возраста, но и наличие соответствующего стажа, а также решение органов социального обеспечения о назначении пенсии).