§ 4. Теоретические предпосылки объективной оценки социальных фактов и явлений
Познание социальных фактов и общественных явлений сопровождается оценками не только с точки зрения истинности знаний о фактах, но и с позиций того — полезны ли эти явления и факты для человека. Человек не только познает социальную действительность, но и оценивает ее и действует согласно как своим знаниям, так и оценкам. Последние составляют каждодневный, повторяющийся акт жизни человека и общества. Без ценностного подхода, без отбора и оценки того, что человеку нужно, невозможны ни деятельность человека, ни жизнь общества. 150 Соответственно социальные факты и явления по отношению к человеку выступают не просто как объекты познания, но и как определенные ценности жизни и культуры, нуждающиеся в соответствующих оценках.151 Такие оценки нужны и для определения достигнутого состояния и результатов социального развития, ориентации общества и людей на те или иные ценности с точки зрения того, в какой мере они удовлетворяют потребности человека. Эти оценки образуют необходимый элемент и посредствующее звено перехода от социальной теории к практике.
Ориентация в мире социальных ценностей, столь необходимая для практики, требует придания теории кроме задач поиска истины свойств и функций, предназначенных для выполнения практической, прикладной задачи, т.е. для осуществления оценок творимой человеком социальной действительности в плане ее соответствия человеческим потребностям. В функции прикладного социологического исследования входит соответственно разработка принципов этих оценок, причем с прямым назначением — служить нуждам практики.
В анализе ценностного отношения человека к социальной действительности нельзя ограничиваться лишь субъективными критериями, важно найти лежащие в их основе объективные принципы и соответственно ценностный подход обосновать и объяснить научными предпосылками. Научное понимание мира ценностей и ценностных ориентации не лишает их собственной специфики, их особенностей как иного, отличного от научного способа освоения социального мира. Но без науки, научно-социологического подхода невозможно выйти на объективные оценки мира человеческих ценностей.
Экономические ценности являются одновременно социальными и могут, следовательно, оцениваться на основе объективных критериев, присущих первым, т. е- затратами общественного труда и времени, их структурой. Больше того, стоимость в своей сущности и для определенного общества выступает социальньш отношением и социальным критерием не в меньшей степени, чем полезность благ, имеющая непосредственное отношение к нуждам человека, его жизненным потребностям. Так, стоимостными мерками объективно оценивается состояние социального равенства и неравенства, причем не только в качественном, но и в количественном отношении.
Социология при анализе социальных ценностей или ценностных ориентации человека обычно не пользуется категорией затрат труда. Социологи довольствуются ранжированием субъективных оценок: те или иные социальные ценности (социальные функции, роли) ставятся по их значимости для человека на первое, второе, третье и т. д. места, и это считается их «измерением». Такое «измерение», конечно, далеко от того, чтобы отражать объективную количественную сторону социальной действительности. Имея в виду подобную процедуру при оценке экономических благ, К. Маркс не согласился с тем, чтобы назвать ее измерением стоимости (полезности) этих благ. «...Человек, — писал он, — накладывая на известные предметы внешнего мира... штемпель "благ", все более и более сравнивает эти "блага" между собой и ставит их в известный ряд сообразно иерархии своих потребностей, т. е., если угодно, измеряет их».152
Социальные ценности, полезность социальных результатов могут быть измерены количеством той экономии социального времени, которая достигается благодаря этим ценностям внутри сферы социального. Причем их социальная эффективность будет тем выше, чем больше экономии достигается применением той или иной ценности по сравнению с затратами труда и времени на ее создание или освоение. С одной стороны, полезность социальных средств оценивается их способностью «при наименьшей затрате сил дать наибольшие и наиболее прочные результаты»153, с другой — этого рода результаты получаются при «максимальной экономии сил».154 Так, полезность научного знания как духовной ценности сводится к тому, что его использование дает обществу больше, чем общество затрачивает на его создание. По мнению Ф. Энгельса, «только один такой плод науки, как паровая машина Джемса Уатта, принес миру за первые пятьдесят лет своего существования больше, чем мир с самого начала затратил на развитие науки».155
Можно и нужно ввести в социальную науку наряду с понятием производительной силы труда категорию «социальной силы» человеческой деятельности, научить ее измерять, как измеряем производительную силу экономических полезностей: средств и предметов труда, самого человеческого труда, приемов и форм организации экономической деятельности и т. п. Сила ценностей социального порядка, начиная от средств и приемов социальной деятельности, форм ее организации и кончая самой деятельностью, измеряется тоже экономией времени, но уже не экономического, а социального. Она возникает из того, что социальные полезности при их использовании человеком способны высвободить социального времени больше, чем его затрачивается. Проблема, стало быть, сводится к тому, чтобы научиться, во-первых, определять высвобождаемое, сэкономленное время в сфере собственно социальной деятельности и, во-вторых, измерять затраты социального времени на получение указанного эффекта. Сопоставление сэкономленного социального времени с его затратами позволяет устанавливать эффективность как самой социальной деятельности человека, его социальных качеств, так и средств и форм этой деятельности.
Решение этой задачи или, вернее, подходы к этому решению можно проиллюстрировать рядом примеров. Так, ценности науки могут измеряться сопоставлением затраченного труда на ее освоение. Школьник, например, может освоить за несколько часов теорему, на разработку которой потребовались годы. Точно так же высококвалифицированный научный работник может в течение года выполнять исследовательскую работу и решить задачу, на решение которой потребовался бы 5-летний труд 10 младших научных сотрудников, обладающих среднеразвитыми способностями. Классный ученый, следовательно, по причине своей высокой подготовленности и более развитых познавательных способностей в течение года замещает труд 50 обычных научных работников. Его полезность как научного работника будет равна разнице между количеством высвобождаемого им и сэкономленного обществу труда 10 работников и затратами на развитие его собственных способностей и собственного труда.
Силу, ценность социальной или иной организации людей можно определить подобным же образом. Так, качество отдельного военного всадника, его умелость оценивается тем, что он одерживает победу над одним или большим количеством менее искусных и подготовленных наездников. Например, два мамлюка, обладающих высоким индивидуальным искусством верховой езды, по словам Наполеона, всегда побеждали трех французских кавалеристов. Однако тысяча французских всадников всегда побивала полуторатысячную конницу мамлюков.156 Сила организованности полка французской конницы в отличие от иррегулярной конницы мамлюков в этом случае измерялась бы пятьюстами замещаемыми всадниками, т.е. французы на каждый полк конницы за счет определенной системы организации экономили пятьсот кавалеристов. Затраты же на создание организационных преимуществ регулярной конницы не идут ни в какое сравнение с указанной экономией.
Можно было бы привести еще много примеров измерения социальных ценностей, своеобразной общественной силы социальной деятельности экономией тех или иных затрат и ресурсов общества. Однако частные случаи такого рода измерений должны быть выведены из общего принципа и обоснованы им. Этим принципом, как следует из сказанного, является экономия времени как формы бытия общества, меры его жизни и деятельности. Полезность всего того, что создается и используется человеком, сводится к тому, в какой мере экономится время при получении того или иного экономического или социального результата. Его полезность измеряется экономией времени, оставшейся после вычета из этой экономии затрат времени, связанных с ее достижением. В общем виде полезность или ценность блага П можно выразить формулой: П = Э — З, в которой Э будет обозначать объем полученной экономии времени, а 3 — затраты времени на создание того или иного блага с указанным эффектом — экономией (на единицу или весь объем этого эффекта).
Сведение полезности результатов деятельности человека и общества к экономии времени позволяет соизмерять самые различные общественные явления, в том числе экономические и социальные, переводить оценки с экономического языка на социологический и обратно. Вместе с тем общий принцип каждый раз должен быть конкретизирован, должны быть найдены производные из него формулы, пригодные для его приложения к специфическим областям общественной жизни.
Применительно к обществу в целом, рассматриваемому абстрактно, вне классов, принцип экономии времени как способ измерения уровня социального развития общества может быть выражен распределением времени общества между занятым в материальном производстве населением и остальным населением. Время занятых в материальном производстве будет рабочим временем общества, а время занятых вне материального производства — свободным временем. В этом случае последнее было бы сэкономленным от материального производства временем, а рабочее время — затрачиваемым на то, чтобы обществу иметь свободное время для других дел, для собственного социального развития. Сэкономленное время за вычетом рабочего времени представляет собой меру экономического и социального развития общества.
- В. Я. Ельмеев, в. Г. Овсянников прикладная социология
- Издательство с.-петербургского университета
- Предисловие
- Часть I
- § 2. Практические функции социологии
- Очерк I предмет и функции прикладной социологии
- § 1. Фундаментальная (общая) социологическая теория как субъект приложения
- § 2. Особенности прикладной социологии
- Литература
- Очерк II методологическая основа прикладной социологии
- § 1. Материализм как социологический метод
- § 2. О применении материалистического метода в социологических исследованиях
- Литература
- Очерк III специфические методы и логика прикладного социологического исследования
- § 1. Ограниченность методов эмпирического обоснования практической применимости социологической теории
- § 2. Конкретизация социальных понятий как метод приложения социологической теории
- Литература
- Часть II
- § 1. Выявление объективного содержания общих понятий
- § 2. Поиск особенных форм существования общего
- § 3. Конкретизация общих определений — условие их применения в прикладных исследованиях
- § 4. Прогрешносги простого и непосредственного приложения общего к частному
- Литература
- Очерк V переход от сущности к явлению в прикладном социологическом исследовании
- § 1. Особенности приложения определений сущносги
- § 2. Конкретизация определений сущности в формах ее проявления
- § 3. Абсолютизация форм проявления сущности и ее отрицательные последствия
- Очерк VI прикладная форма социологического знания и ее функции
- § 1. Особенности прикладнях форм социальной теории
- § 2. Превращенные формы в прикладном социологическом исследовании
- § 3. Разрешение противоречий в процессе применения социальной теории
- Литература
- Очерк VII обоснование точного значения социальных понятий
- § 1. Изучение социальных фактов — условие и средство применения теории
- § 2.Функции методологии в разработке методик анализа социальных фактов
- § 3. Методологические основы измерений в социологии
- § 4. Теоретические предпосылки объективной оценки социальных фактов и явлений
- Литература
- § 1. Содержание социологического метода, его взаимосвязь с методологией и техникой прикладного исследования
- § 2. Особенности методов прикладной социологии
- Литература
- Очерк IX принципы и правила использования социологических методов в прикладном исследовании
- § 1. Модели социальных объектов в прикладной социологии
- § 2. Методологические ориентации в выборе методов практических решений
- Очерк X социальный анализ как метод прикладной социологии
- § 1. Методологические особенности социального анализа
- § 2. Задачи и процедуры социального анализа
- Литература
- Очерк XI метод социального эксперимента
- § 1. Требования к проведению социального эксперимента
- § 2. Инновационный социальный эксперимент
- Литература
- Очерк XII экспертный 1метод в прикладной социологии
- § 1. Особенности применения экспертного опроса
- § 2. Методы подбора и работы экспертов
- Литература
- Часть IV
- От прикладной социологии к социальной практике
- Очерк XIII
- Практика как объект приложения теории
- § 1. Проблема практики в социологической науке
- § 2. Методология познавательной и социально-практической деятельности
- § 3. Идеальное в познании и практике
- Литература
- Очерк XIV освоение теории социальной практикой
- § 1. Практика как феноменология общественного бытия
- § 2. Объективное и субъективное в социальной практической деятельности
- § 3. Использование законов науки в социальной практике
- Литература
- Очерк XV специфические методы и средства социальной практики
- § 1. О методах социальной практики
- Литература
- § 2. Социальные средства человеческой практической деятельности
- § 3. Критерий оценки в социальной практике
- Послесловие
- Оглавление