§ 1. Особенности применения экспертного опроса
В практике прикладных социологических исследований могут возникать ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно либо вообще невозможно выделить объект — носитель проблемы и использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего предмета через 1, 2, 5 и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Широкое распространение методы опроса экспертов приобрели в 70-х годах, поскольку именно тогда была выявлена ограниченность методов экстраполирования и моделирования. Одни лишь математические модели сами по себе не могут обеспечить требуемую надежность прогнозов, особенно долгосрочных. Наиболее ограниченными оказались возможности моделирования в сфере сложных социальных процессов. Выявилась необходимость комплексной разработки социальных прогнозов путем сочетания различных методов, в том числе опроса экспертов.
Данный метод сбора информации, как видим, важен потому, что на основе авторитетного мнения он позволяет привлечь более целенаправленную аргументацию для обоснования теоретических положений и практических рекомендаций исследования.
Таким образом, экспертный опрос — это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования. В опросе экспертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений.
Основное назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.
Область применения экспертного опроса — при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программировании и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социального объекта, в принятии решений. (Можно, например, попросить экспертов дать оценку того, в каком направлении будут развиваться духовные запросы различных категорий трудящихся; выяснить мнение экспертов о том, какие формы участия трудящихся в управлении общественньши делами будут выходить на первый план по мере совершенствования общества, системы самоуправления, запросить их мнение о влиянии НТР на качества личности и т. д. и т. п.)
Но не надо думать, что экспертная оценка должна касаться лишь сугубо общественных, глобальных проблем. В каждом трудовом коллективе имеются знающие и опытные в своем деле люди, способные дать обоснованный прогноз, к примеру, дальнейшего развития в нем социальной кооперации, всесторонне оценить стабильность кадрового состава или интерес членов коллектива к новым формам самоуправления, которые предполагается ввести в повседневную практику и др.
Разновидности экспертного опроса также достаточно эффективно применяются на всех этапах прикладных социологических исследований в определении целей и задач, проблем, в построении гипотез, в сборе и анализе информации, в выработке практических рекомендаций.206
Ограничения в применении: данные экспертного опроса нуждаются в сопоставлении с объективной информацией, полученной другими методами.
Еще ряд терминов, требующих уточнения.
Экспертиза — процедура получения информации от экспертов; самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе исследования.
Экспертные оценки — суждение экспертов о различных сферах человеческой деятельности, предполагающих процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям.
Метод экспертных оценок — один из видов экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученньк данных.
Основные нормативные требования — тщательность подбора экспертов (оценка надежности и точность представленной ими информации), создание условий для наиболее продуктивного использования экспертов в ходе исследования, сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах исследования, учет факторов, влияющих на суждения экспертов.
Отметим еще ряд особенностей опроса экспертов. Некоторые методические и технические приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свое значение при опросе такой специфической аудитории, как эксперты. Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, ибо эксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследований с их помощью. Поэтому нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить «скрытые» позиции респондента. Более того, использование подобных приемов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова — активный участник научного исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник информации, чревата потерей его доверия к организаторам исследования.
В отличие от массового опроса программа опроса экспертов не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. В ней, прежде всего, однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные варианты его исхода.
В соответствии со степенью разработанности гипотез в инструментарий исследования включаются те или иные виды вопросов. Если исследователь располагает информацией лишь о возможных вариантах исхода прогнозируемого явления и затрудняется однозначно сформулировать их причины, то предпочтительней в анкете эксперта использовать открытые вопросы с полной свободой выбора формы ответа.
Предположим, исследователя интересует «влияние форм организации и оплаты труда на повышение трудовой и общественной активности работников коллектива промышленного предприятия», однако он затрудняется выдвинуть гипотезы о причинах повышения или спада активности трудящихся. Тогда последовательность задаваемых эксперту в свободной форме вопросов может быть следующая:
1) В чем Вы видите: а) преимущества повременной, акционерной, аккордно-премиальной системы организации и оплаты труда в производственном коллективе? б) недостатки этой системы?
2) Какие изменения в труде и общении людей в производственном коллективе, у отдельных работников Вы считаете результатом воздействия новой системы организации и оплаты труда?
3) Как Вы думаете, что следует предпринять, чтобы новая система приносила наилучшие результаты?
4) Что особенно важно, с Вашей точки зрения, для успешного внедрения данной формы организации и оплаты труда в производственном коллективе?
Поставленные вопросы открывают широкий простор для аналитического подхода к теме. Материалы опроса оказываются равно полезными в создании инструментов исследования и в последующем анализе для теоретических обобщений.
В условиях растущей потребности в экспертных оценках при разработке планов социально-экономического развития, составлении целевых комплексных программ, в социальном прогнозировании и управлении значительно повышается роль метода экспертного опроса. Это порождает новые формы его применения: в содержание беседы вводится обширный круг тематически взаимосвязанных вопросов, предусматривается большое число опрашиваемых, а также использование ЭВМ при обработке данных.
Практика социологических исследований потребовала упорядочить работу специалистов для повышения степени надежности их оценок. Это стало особенно важным в последние десятилетия, когда заметно возросла роль коллективных исследований. Повышение надежности прогнозов коллективного опроса экспертов является одной из ключевых методических задач.
Сказанное не умаляет значения индивидуальных экспертных оценок. Более того, генерирование качественно новых идей по-прежнему почти всегда осуществляется индивидом. Однако индивидуальные экспертные оценки постепенно стали чем-то вроде разновидности подсистемы в общей системе методов опроса экспертов. Это было связано с осознанием ограниченности возможностей отдельного эксперта в сфере прогнозирования, где сильная сторона специалиста — накопленные им знания, опыт, определенный стандарт мышления — нередко оборачивается слабой стороной: «груз прошлого» мешает эксперту подняться над уровнем привычных тенденций и увидеть необходимость качественных изменений.
Коллективная работа экспертов помогает совместно преодолевать этот недостаток. Результатом опроса экспертов является обычно не просто «усредненное» мнение группы специалистов. Происходит процесс объективизации субъективных оценок. При соблюдении известных методических требований это заметно повышает надежность прогноза. Знаменательно, что коллективное обсуждение научных проблем наиболее продуктивно именно тогда, когда предметом обсуждения являются выдвинутые ранее в индивидуальном порядке идеи, гипотезы, концепции. Так, индивидуальные и коллективные экспертные оценки сливаются в единую систему определенного класса методов прогнозирования. Опыт показал, что неупорядоченный, произвольный опрос экспертов резко снижает качество, надежность оценок и нередко искажает данные.
- В. Я. Ельмеев, в. Г. Овсянников прикладная социология
- Издательство с.-петербургского университета
- Предисловие
- Часть I
- § 2. Практические функции социологии
- Очерк I предмет и функции прикладной социологии
- § 1. Фундаментальная (общая) социологическая теория как субъект приложения
- § 2. Особенности прикладной социологии
- Литература
- Очерк II методологическая основа прикладной социологии
- § 1. Материализм как социологический метод
- § 2. О применении материалистического метода в социологических исследованиях
- Литература
- Очерк III специфические методы и логика прикладного социологического исследования
- § 1. Ограниченность методов эмпирического обоснования практической применимости социологической теории
- § 2. Конкретизация социальных понятий как метод приложения социологической теории
- Литература
- Часть II
- § 1. Выявление объективного содержания общих понятий
- § 2. Поиск особенных форм существования общего
- § 3. Конкретизация общих определений — условие их применения в прикладных исследованиях
- § 4. Прогрешносги простого и непосредственного приложения общего к частному
- Литература
- Очерк V переход от сущности к явлению в прикладном социологическом исследовании
- § 1. Особенности приложения определений сущносги
- § 2. Конкретизация определений сущности в формах ее проявления
- § 3. Абсолютизация форм проявления сущности и ее отрицательные последствия
- Очерк VI прикладная форма социологического знания и ее функции
- § 1. Особенности прикладнях форм социальной теории
- § 2. Превращенные формы в прикладном социологическом исследовании
- § 3. Разрешение противоречий в процессе применения социальной теории
- Литература
- Очерк VII обоснование точного значения социальных понятий
- § 1. Изучение социальных фактов — условие и средство применения теории
- § 2.Функции методологии в разработке методик анализа социальных фактов
- § 3. Методологические основы измерений в социологии
- § 4. Теоретические предпосылки объективной оценки социальных фактов и явлений
- Литература
- § 1. Содержание социологического метода, его взаимосвязь с методологией и техникой прикладного исследования
- § 2. Особенности методов прикладной социологии
- Литература
- Очерк IX принципы и правила использования социологических методов в прикладном исследовании
- § 1. Модели социальных объектов в прикладной социологии
- § 2. Методологические ориентации в выборе методов практических решений
- Очерк X социальный анализ как метод прикладной социологии
- § 1. Методологические особенности социального анализа
- § 2. Задачи и процедуры социального анализа
- Литература
- Очерк XI метод социального эксперимента
- § 1. Требования к проведению социального эксперимента
- § 2. Инновационный социальный эксперимент
- Литература
- Очерк XII экспертный 1метод в прикладной социологии
- § 1. Особенности применения экспертного опроса
- § 2. Методы подбора и работы экспертов
- Литература
- Часть IV
- От прикладной социологии к социальной практике
- Очерк XIII
- Практика как объект приложения теории
- § 1. Проблема практики в социологической науке
- § 2. Методология познавательной и социально-практической деятельности
- § 3. Идеальное в познании и практике
- Литература
- Очерк XIV освоение теории социальной практикой
- § 1. Практика как феноменология общественного бытия
- § 2. Объективное и субъективное в социальной практической деятельности
- § 3. Использование законов науки в социальной практике
- Литература
- Очерк XV специфические методы и средства социальной практики
- § 1. О методах социальной практики
- Литература
- § 2. Социальные средства человеческой практической деятельности
- § 3. Критерий оценки в социальной практике
- Послесловие
- Оглавление