26) Проблемы и пути развития гражданского общества в Украине
Понятие "гражданское общество" – одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества — экономической, политической, социальной, духовной.
Становления гражданского общества является актуальной проблемой для Украины, так как в данный момент деятельность нашего государства направлена на построение демократии, а, как известно, без гражданского общества ни одно государство не может быть названо демократическим.
Сегодня остро встала теоретическая и практическая проблема выработки перспективного подхода к оценке украинской истории и независимой, самостоятельной идеологической и политической позиции относительно оценки путей и средств развития Украины. Демократизация создает возможности для прогрессивного развития Украины.[1, с.213]
До сих пор в Украине продолжаются дискуссии о влиянии государства и о балансе сил государственной власти и общества. Значительная часть населения видит в государстве чужую, коррумпированную силу, не доверяет государственной власти, хоть и придерживается утопической точки зрения, будто исключительно государственными средствами можно создать новое гражданское общество. Между прочим, это типичная утопия, соединенная с надеждой на мудрого вождя, авторитетного правителя, который, придя к власти, устроит все справедливо и демократически.
Особенностью и противоречивостью переходного общества, которым является современная Украина, является то, что сложности переходных процессов, с одной стороны, предопределяют укрепление регулирующей роли государства, то есть самого государства, а с другой — перестройка гражданского общества предусматривает разгосударствление общественных институтов, уменьшение государственного влияния на них. Это обстоятельство и подчеркивает необходимость научных разработок роли государства в переходном обществе, разработки механизмов ее влияния на социальные процессы.
Hо следует отметить, что в нынешней Конституции и упоминания нет о гражданском обществе, на формирование которого в конечном итоге должен быть направлен весь государственно-правовой механизм. Провозглашая свое стремление достичь идеалов правового государства, не связав это на конституционном уровне с формированием гражданского общества, не является просто нелогичным, но и стратегически недопустимым. Ведь невозможно донести к людям сущность преимуществ правового государства, не связывая это с гражданским обществом, которое является гарантом защиты его членов от вмешательства государственных институтов в их частную и личную жизнь. Одним из первых изменений к Конституции Украины должно быть ее дополнение новым разделом о гражданском обществе.
В конечном счете все же имеются все основания сказать, что молодое украинское государство избрало в целом правильный путь, путь цивилизованного общества, которое основывается на общечеловеческих ценностях. Прежде всего, и это самое главное, Украина стала независимым государством с перспективными конституционными намерениями стать демократической и правовой. Относительно же переходного общества, которым является современная Украина, то предварительно обобщающие его характеристики являются такими:
• все сферы жизнедеятельности охвачены системным кризисом, особенно поражена экономика и социальная сфера;
• на уровне руководства государством отсутствующее целостное представление о путях выхода из кризиса, не разработанная соответствующая Правительственная Программа Действий;
Подбивая итог, можно сказать, что сегодня основными путями построения гражданского общества в Украине является:[2, с.285]
- расширение массовой базы власти, повышение политической культуры населения;
- активизация процесса разгосударствления всех сфер общественной жизни, формирования настоящих институтов гражданского общества;
- постоянное усовершенствование контрольных механизмов, то есть механизмов обратной связи от общества к государству;
- максимальное расширение сферы судебной защиты прав и свобод человека, формирование уважения к праву и к закону;
- воспитание нормального природного патриотизма — национального и государственного;
- укрепление свободы информации и гласности, открытости общества на основе связей с зарубежным миром;
- подъем уровня общественного сознания, преодоление явлений социальной пассивности.
Другими словами, должно произойти максимальное разгосударствление всех сфер общественной жизни. Однако это разгосударствление отнюдь не означает полный отказ от государственного в пределах закона регуляции социальной жизни.
Следовательно, в перспективе эффективность организации гражданского общества в Украине зависит от того, в какой мере государство и общество способно создать условия, что порождают дестабилизирующие факторы в каждой из сфер жизнедеятельности социального организма. Решающей предпосылкой обеспечения национальной государственности является соблюдение законов существования системы, создание предпосылок для и природного функционирования, предотвращение дестабилизации. Поиск природного пути развития гражданского общества на основе внутренних предпосылок и учета современных достижений человеческой цивилизации и создания для него пространства — важная предпосылка неантагоничного развития украинской государственности.
- Общество и естественные права человека
- Государственное устройство
- Социальная структура и социальная проблемы
- 3.Политические и правовые взгляды Гамильтона и их воплощение в Конституции сша
- Государственный строй
- Правопонимание
- 4) Формирование новых украинских национальных организаций и создание территориальных комитетов, куда бы вошли представители не только украинского гражданства, а и национальных меньшинств.
- 9) Политическая власть
- Основные черты политической власти[
- Функции[
- Ресурсы[
- Рациональность власти Рациональная власть
- Иррациональная власть[
- Фобократия[
- Авторитарная власть[
- 10) Легитимность политической власти
- Технократическая легитимность
- Типы легитимности
- Структурная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легитимность политической власти
- 19) Демократический политический режим
- Базовые принципы демократического режима власти:
- 20) Авторитарный политический режим
- Основные признаки авторитарного режима:
- 21) Тоталитарный политический режим
- Признаки тоталитарного политического режима:
- Авторитарный политический режим
- 22) Государство как политический институт
- Основные формы правления[править | править вики-текст] Монархия[править | править вики-текст]
- Отличительные признаки монархии[
- Виды монархии[править | править вики-текст]
- Республика[править | править вики-текст]
- Отличительные признаки республиканской формы правления[править | править вики-текст]
- Виды республик[править | править вики-текст]
- Нетипичные (смешанные) формы правления[править | править вики-текст]
- 24) Правовое государство
- Признаки правового государства:
- Социальное государство
- 26) Проблемы и пути развития гражданского общества в Украине
- 27) Политические партии
- Понятие политической партии
- Концепции политической партии
- Функции политической партии
- Виды политических партий
- Основные виды политической идеологии
- Либерализм
- Консерватизм
- Коммунизм
- Социалистическая демократия
- Национализм
- Анархизм
- Понятие и значение избирательного права
- Субъективное избирательное право
- Объективное избирательное право
- Разновидности[править | править вики-текст] По методике определения победителя[править | править вики-текст]
- Преимущества[править | править вики-текст]
- Недостатки[править | править вики-текст]
- 33) Пропорциональная избирательная система
- 34) Глобальные проблемы современности
- Пути решения глобальных проблем современности