Социальное государство
Социальное государство — форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.
Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.
Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.
Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:
высокою уровня экономического развития страны;
наличия правового государства;
соответствующего уровня политической культуры граждан.
Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.
Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.
Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этою общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:
обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;
установление минимальною размера оплаты труда;
поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;
развитие системы социальных служб;
установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;
недопущение резкою имущественною расслоения;
осуществление перспективной демографической политики.
Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества
25) понятие "гражданское общество" - общая, стыковая категория обеих наук, но это не означает, что они одинаково исследуют и используют ее. Социология изучает проблему гражданского общества в связи с исследованием социальной реальности, а политология – в аспекте изучения политической деятельности. Можно сказать, что социология идет от общества к государству, политической власти, а политология - отгосударства, политической власти к обществу. Для социологии важно выяснить социальную структуру гражданского общества, социальный статус личности, социальных групп и общностей, их взаимодействие в нем и т.д. В отличие от этого, политологию при изучении гражданского общества интересует, прежде всего, политическая система такого общества, политический статус личности, права, свободы и обязанности граждан, их политическая ориентация и активность, соотношение и уровень развития управления и самоуправления, место, роль и функции политических институтов, организаций и их взаимоотношения и т.д.
- Общество и естественные права человека
- Государственное устройство
- Социальная структура и социальная проблемы
- 3.Политические и правовые взгляды Гамильтона и их воплощение в Конституции сша
- Государственный строй
- Правопонимание
- 4) Формирование новых украинских национальных организаций и создание территориальных комитетов, куда бы вошли представители не только украинского гражданства, а и национальных меньшинств.
- 9) Политическая власть
- Основные черты политической власти[
- Функции[
- Ресурсы[
- Рациональность власти Рациональная власть
- Иррациональная власть[
- Фобократия[
- Авторитарная власть[
- 10) Легитимность политической власти
- Технократическая легитимность
- Типы легитимности
- Структурная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легитимность политической власти
- 19) Демократический политический режим
- Базовые принципы демократического режима власти:
- 20) Авторитарный политический режим
- Основные признаки авторитарного режима:
- 21) Тоталитарный политический режим
- Признаки тоталитарного политического режима:
- Авторитарный политический режим
- 22) Государство как политический институт
- Основные формы правления[править | править вики-текст] Монархия[править | править вики-текст]
- Отличительные признаки монархии[
- Виды монархии[править | править вики-текст]
- Республика[править | править вики-текст]
- Отличительные признаки республиканской формы правления[править | править вики-текст]
- Виды республик[править | править вики-текст]
- Нетипичные (смешанные) формы правления[править | править вики-текст]
- 24) Правовое государство
- Признаки правового государства:
- Социальное государство
- 26) Проблемы и пути развития гражданского общества в Украине
- 27) Политические партии
- Понятие политической партии
- Концепции политической партии
- Функции политической партии
- Виды политических партий
- Основные виды политической идеологии
- Либерализм
- Консерватизм
- Коммунизм
- Социалистическая демократия
- Национализм
- Анархизм
- Понятие и значение избирательного права
- Субъективное избирательное право
- Объективное избирательное право
- Разновидности[править | править вики-текст] По методике определения победителя[править | править вики-текст]
- Преимущества[править | править вики-текст]
- Недостатки[править | править вики-текст]
- 33) Пропорциональная избирательная система
- 34) Глобальные проблемы современности
- Пути решения глобальных проблем современности