22) Государство как политический институт
Государство как политический институт представляет собой институционализированную политическую власть. Легитимность как база политической власти может быть основана на традиции, на исключительном, признанным большинством авторитете («харизме») правителя и на рациональном выборе (М. Вебер). Традиционная власть опирается на всеобщую убежденность в ненарушимости, святости установленных издревле традиций, в естественной законности органов власти, присущих им преимуществ и привилегий. Харизматическая властьбазируется на господствующей вере в величие, святость, превосходство одного лица над всеми, его героизм, основа такой власти проявляется в проекции на ее носителя образа «отца нации», вождя, бесспорного лидера, которому подчиняются с готовностью, добровольно, по убеждению, из личной преданности. Рациональная власть опирается на доминирующее убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права государственных органов на осуществление власти.
Политическая власть может быть образована различными путями и по-разному распределяться, быть либо монолитной, либо диффузной. Традиционная типология форм государственного правления отражала способы распределения власти: автократия (господство единоличного правителя), олигархия (господство немногих привилегированных лиц) и демократия (власть народа).
Аристотель отмечал постоянно возникающие феномены вырождения автократии в тиранию (господство тирана), олигархии — в плутократию (господство преступников) и демократии — в охлократию (господство толпы). В основе такого перерождения лежит существенное изменение соотношения при данной форме правления закона и произвола. Переход от автократии к тирании воплощается в замене законного монарха (чья власть основана на праве наследования, а само правление связано со следованием писаным законам или не писаным нормам, традициям) тираном, основывающем свое правление на произвольном насилии, не связанном какими бы то ни было нормами. Олигархи превращаются в плутократов, используя государственную власть для преступного обогащения. Охлократия есть господство большинства, не связанное законом, опирающееся на насилие толпы, руководимой демагогом.
В XX столетии появилась особая форма политического правления - тоталитарное государство (гитлеризм в Германии, сталинизм в СССР, режим Пол Пота в Камбодже и т. д.). Принципиальной характеристикой тоталитарного государства является не просто произвольное нарушение законов господствующей силой, а замена правового регулирования тотальным террором. Следование законам есть сущность нетиранических правлений. Беззаконие — сущность тирании. Террор есть сущность тоталитарного господства. Отмечается шесть особенностей тоталитарного государства: единая государственная идеология; однопартийная система; применение террора; полный контроль над средствами массовой информации; бесконтрольное распоряжение оружием; управление экономикой.
В Новейшее время получила признание и развитие концепция правового государства. Она основывается на идее подчинения любых форм государственной деятельности праву, прежде всего конституции, главное предназначение которой в демократическом обществе — служить решающим ограничителем государственной власти во имя сохранения важнейших прав и свобод граждан, быть гарантом саморазвития и самоорганизации основных институтов гражданского общества. Ограничивая государственную власть правом, конституция тем самым охраняет провозглашаемые в ней гражданские и политические права граждан, реализует центральную функцию права каквоплощения и меры бытия свободы. Право без свободы есть юридическая фикция, позитивная санкция произвола. Свобода без права — война всех против всех, распад общества и государства.
23) Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].
Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
Страны мира по формам правления[2][3]: Президентские республики Смешанные республики Парламентские республики, в которых исполнительную власть выполняетпрезидент, избираемый парламентом Парламентские республики, в которых исполнительную власть выполняетпремьер-министр Парламентские монархии Дуалистические монархии Абсолютные монархии Государства с однопартийной системой Военные диктатуры
Форма правления показывает:
как создаются высшие органы власти в государстве,
их структуру,
какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода киндустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом,правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия[4], — словом, как устроено разделение властей.
- Общество и естественные права человека
- Государственное устройство
- Социальная структура и социальная проблемы
- 3.Политические и правовые взгляды Гамильтона и их воплощение в Конституции сша
- Государственный строй
- Правопонимание
- 4) Формирование новых украинских национальных организаций и создание территориальных комитетов, куда бы вошли представители не только украинского гражданства, а и национальных меньшинств.
- 9) Политическая власть
- Основные черты политической власти[
- Функции[
- Ресурсы[
- Рациональность власти Рациональная власть
- Иррациональная власть[
- Фобократия[
- Авторитарная власть[
- 10) Легитимность политической власти
- Технократическая легитимность
- Типы легитимности
- Структурная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легитимность политической власти
- 19) Демократический политический режим
- Базовые принципы демократического режима власти:
- 20) Авторитарный политический режим
- Основные признаки авторитарного режима:
- 21) Тоталитарный политический режим
- Признаки тоталитарного политического режима:
- Авторитарный политический режим
- 22) Государство как политический институт
- Основные формы правления[править | править вики-текст] Монархия[править | править вики-текст]
- Отличительные признаки монархии[
- Виды монархии[править | править вики-текст]
- Республика[править | править вики-текст]
- Отличительные признаки республиканской формы правления[править | править вики-текст]
- Виды республик[править | править вики-текст]
- Нетипичные (смешанные) формы правления[править | править вики-текст]
- 24) Правовое государство
- Признаки правового государства:
- Социальное государство
- 26) Проблемы и пути развития гражданского общества в Украине
- 27) Политические партии
- Понятие политической партии
- Концепции политической партии
- Функции политической партии
- Виды политических партий
- Основные виды политической идеологии
- Либерализм
- Консерватизм
- Коммунизм
- Социалистическая демократия
- Национализм
- Анархизм
- Понятие и значение избирательного права
- Субъективное избирательное право
- Объективное избирательное право
- Разновидности[править | править вики-текст] По методике определения победителя[править | править вики-текст]
- Преимущества[править | править вики-текст]
- Недостатки[править | править вики-текст]
- 33) Пропорциональная избирательная система
- 34) Глобальные проблемы современности
- Пути решения глобальных проблем современности