Виды политических партий
28) Политические партии возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем она выше, тем больше число партий, поскольку каждая партия стремится выражать интересы определенной социальной группы. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему.
Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.
При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.
В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.
Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.
Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.
Партийные системы различаются по политическому весу партий. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.
По политическому весу выделяются четыре типа партий:
мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;
партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;
доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест;
миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.
Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы.
Выделяются партийные системы:
основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. со стабильным доминированием в течение длительного времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия Японии, консервативная партия Великобритании в 1970– 1980-х годах);
с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970–1990-х годах), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса;
основанные на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой формирования стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.
Процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, – в конце XIX – начале XX в., что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.
Отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества дала революция 1905–1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий. Среди них можно выделить следующие:
партии радикальной ориентации – они стремились к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляя оппозицию правящему режиму. Среди них наиболее крупными были: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), «Трудовая группа» (трудовики), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы;
проправительственные партии – вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян («Русское собрание», «Монархическая партия»). Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма («самодержавие, православие, народность»). Такими партиями были «Союз русского народа», «Союз русских людей»;
партии либеральной ориентации – выражали интересы буржуазии. Ввиду своей слабости, обусловленной немногочисленностью среднего класса, эти партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, выполняющий законодательные функции, и т.д. Здесь следует выделить «Союз 17 октября» (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).
Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте.
После Октябрьской революции (1917) в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 80-х годов ХХ в. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности.
В октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», который ввел в политическую жизнь принцип многопартийности. С марта 1991 г. началась регистрация партий и общественных организаций, принявшая форму «партийного бума»: в 1993 г. было зарегистрировано около 60 партий и движений, а в 1997 г. их уже насчитывалось около 300.
Для современной России характерны политический плюрализм, крайне поляризованная многопартийная система. Особенности становления многопартийной системы в современной России во многом напоминают период конца XIX – начала XX в. И тогда и теперь мы видим кризис экономической и политической системы, всего общества, ослабление государственного диктата, становление более свободного, демократического устройства; и тогда и теперь идут споры о выборе путей развития.
Резкая поляризация общества, значительное дистанцирование социальных групп, безусловно, способствуют образованию партий, поскольку в таком сегментированном обществе противопоставлены различные социальные интересы, которые требуют политического оформления. Сегодня наличие множества партий большинству из нас кажется вполне обычным явлением. Но стоит вспомнить, что еще несколько лет назад об этом нельзя было всерьез говорить.
Политика перестройки породила многие непривычные, порой противоположные процессы в нашем обществе. В их числе едва ли не центральное место занимает развитие новых общественных ассоциаций и объединений. Их называли по-разному: «неформальные», «самодеятельные» организации, «молодежные» группы и объединения, «инициативные» организации. Наиболее часты были словосочетания, содержащие в себе определение «неформальные». В 1987–1988 гг. по мере реализации целей и задач провозглашенной реформы политической системы происходило формирование организаций, именующих себя политическими партиями. Первой, оппозиционной КПСС, партией объявил себя в мае 1988 г. Демократический союз (ДС).
29) Политическая идеология — это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символовопределённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.
- Общество и естественные права человека
- Государственное устройство
- Социальная структура и социальная проблемы
- 3.Политические и правовые взгляды Гамильтона и их воплощение в Конституции сша
- Государственный строй
- Правопонимание
- 4) Формирование новых украинских национальных организаций и создание территориальных комитетов, куда бы вошли представители не только украинского гражданства, а и национальных меньшинств.
- 9) Политическая власть
- Основные черты политической власти[
- Функции[
- Ресурсы[
- Рациональность власти Рациональная власть
- Иррациональная власть[
- Фобократия[
- Авторитарная власть[
- 10) Легитимность политической власти
- Технократическая легитимность
- Типы легитимности
- Структурная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легитимность политической власти
- 19) Демократический политический режим
- Базовые принципы демократического режима власти:
- 20) Авторитарный политический режим
- Основные признаки авторитарного режима:
- 21) Тоталитарный политический режим
- Признаки тоталитарного политического режима:
- Авторитарный политический режим
- 22) Государство как политический институт
- Основные формы правления[править | править вики-текст] Монархия[править | править вики-текст]
- Отличительные признаки монархии[
- Виды монархии[править | править вики-текст]
- Республика[править | править вики-текст]
- Отличительные признаки республиканской формы правления[править | править вики-текст]
- Виды республик[править | править вики-текст]
- Нетипичные (смешанные) формы правления[править | править вики-текст]
- 24) Правовое государство
- Признаки правового государства:
- Социальное государство
- 26) Проблемы и пути развития гражданского общества в Украине
- 27) Политические партии
- Понятие политической партии
- Концепции политической партии
- Функции политической партии
- Виды политических партий
- Основные виды политической идеологии
- Либерализм
- Консерватизм
- Коммунизм
- Социалистическая демократия
- Национализм
- Анархизм
- Понятие и значение избирательного права
- Субъективное избирательное право
- Объективное избирательное право
- Разновидности[править | править вики-текст] По методике определения победителя[править | править вики-текст]
- Преимущества[править | править вики-текст]
- Недостатки[править | править вики-текст]
- 33) Пропорциональная избирательная система
- 34) Глобальные проблемы современности
- Пути решения глобальных проблем современности