4.1 Принципы обеспечения регионального развития
В любом обществе, ориентированном на товарное производство существует дилемма - экономическая эффективность или социальная справедливость между его гражданами. Высокая экономическая эффективность ведет, прежде всего, к повышению производительности труда, а следовательно, к сокращению занятости и безработице. Ибо повышение производительности труда на одном предприятии ведет, в конечном счете, к ее повышению в отрасли. Это приводит к социальным последствиям, а государство должно обеспечивать достаточно комфортное проживание своих граждан.
Любое государство осуществляет определенные воздействия на развитие отдельных его регионов, с целью выравнивания социально-экономического неравенства. Кроме того, государство устанавливает уровень минимальной экономической эффективности инвестиций и др.
Принципы обеспечения регионального развития:
четкое распределение ответственности и прав между исполнительными органами различных уровней, осуществляющих функции управления региональным развитием;
учет экономических и социальных задач в региональном развитии;
формирование, прежде всего долгосрочных целей развития регионов;
долгосрочное планирование и учет всех имеющихся ресурсов для обеспечения регионального развития.
Основными формами регулирования развития регионов являются:
планирование и прогнозирование процессов и используемых ресурсов;
бюджетно-налоговая система;
различные регулирующие инструменты.
Планирование и прогнозирование являются основой формой регулирования регионального развития и через них определяются конкретные задачи и цели региона на рассматриваемый период, чаще всего с промежуточными результатами. Конкретным выражением этих методов является разработанный, и принятый в форме регионального закона план экономического и социального развития региона. Деятельность по разработке планов и программ пространственного (территориального) и регионального развития определяется соответствующими законами и, как правило, закрепляется в конституции или в уставе региона.
Наибольшую роль регионы и федеральные органы власти играют в части планирования инфраструктуры, развития городских территорий, охраны окружающей среды. Поэтому правовой основой планирования развития регионов является «физическое планирование» развития именно этих сфер.
Планы регионального развития в странах в условиях многоукладной экономики, каковой является Россия, носят индикативный характер. Однако для предприятий государственного и муниципального сектора указанные планы являются обязательными для исполнения. В целом план и прогноз является документ, носящий характер консенсуса, потому что в нем находят отражение интересов многих экономических и социальных субъектов.
Разработка плана экономического и социального развития территории является обязательным условием совместного финансирования работ и проектов со стороны всех участников.
Разработке планов экономического и социального развития предшествует прогноз по основным социально-экономическим показателям, примерный состав которых перечислен выше. До настоящего времени необходимый порядок разработки планов экономического и социального развития реализуется лишь на федеральном уровне и то лишь на период 1 год. В этих условиях значительно повышается роль научно-методической базы разработки обоснованных прогнозов социально-экономического развития регионов. Кроме того, необходимо уточнить исходную базу для разработки этих прогнозов, поэтому особое значение приобретает всероссийская перепись населения, проводимая в 2002 году.
Средства необходимые для реализации планов экономического и социального развития, в конечном счете, должны находить свое отражение в бюджетах органов государственного и местного управления.
Основные формы и методы планирования и прогнозирования социально-экономического развития рассматриваются, как правило, на других курсах, поэтому мы не будем уделять особого внимания этим вопросам.
Наиболее значимым методом государственного регулирования является налогово-бюджетная система. В настоящее время она имеет три уровня (федеральный, региональный, местный), то есть каждый из перечисленных уровней имеет свой собственный бюджет.
Различные регулирующие инструменты по степени универсальности и широте охвата можно разделить на две группы:
макроинструменты;
микроинструменты.
Макроинструменты представляют собой систему дифференцированных по регионам финансово-экономических параметров. Цель установления этих параметров - стимулирование развития отдельных регионов. Всю систему средств можно сгруппировать по следующим направлениям:
региональная дифференциация политики налогов и расходов;
региональная дифференциация монетарной политики (льготные кредиты и др.);
региональная дифференциация тарифов и инструментов контроля.
Микроинструменты представляют собой средства воздействия непосредственно на субъекты хозяйствования. Всю совокупность микроинструментов можно распределить по следующим группам:
стимулирование переориентации рабочей силы;
стимулирование пространственного перемещения рабочей силы;
стимулирующие налоги и субсидии;
стимулирование повышения эффективности рынка капитала;
улучшение эффективности управления предприятиями;
административный контроль.
Вся совокупность макро и микроинструментов формализуется в региональную политику.
Региональный рост и равновесие
Анализ регионального роста является одной из важнейших частей региональной экономики, поскольку выявление факторов экономического роста и потребления является решающим для выбора эффективной региональной политики.
Существует два основных типа моделей регионального роста. В моделях первого типа рост рассматривается как конкурентный, т.е. все регионы конкурируют за ограниченные ресурсы, а развитие национальной экономики рассматривается как результат эффективного распределения ресурсов между регионами. В моделях кумулятивного или генерируемого роста предполагается ориентация региона на внутренние источники развития, в этом случае регионы могут расти без перераспределения ресурсов между ними.
Указанные выше типы регионального роста учитывают лишь макроэкономические показатели без учета специализации конкретного региона на производстве отдельных видов товаров. Кроме того, они не учитывают пространственное размещение отдельных производств с учетом экономических и социальных факторов.
Задача данной главы состоит в том, чтобы определить основные факторы регионального роста, а также выяснить условия, при которых пространственное развитие будет равновесным и эффективным для всей совокупности входящих территорий.
Мы рассмотрим условия пространственного равновесия в рамках основных моделей конкурентного роста: кейнсианской и неоклассической.
Факторы регионального роста
Экономический рост является универсальным явлением, которое выражается в увеличении масштабов производства, измеряемых для национальной экономики объемами валового внутреннего продукта. Показателем регионального роста является увеличение валового регионального продукта.
Индикатором состояния, в котором находится экономика региона, является соотношение между валовыми инвестициями и амортизацией, т.е. общим приростом капитала и объемом потребленного капитала.
Растущая экономика: валовые инвестиции превышают амортизацию, т.е. чистые инвестиции положительны, экономика находится на подъеме, ее производственные мощности растут.
Статичная, или застойная, экономика: валовые инвестиции и амортизация равны, в экономике производится ровно столько инвестиционных товаров, сколько нужно для того, чтобы заместить то, что было потреблено в течение года, чистые инвестиции примерно равны нулю.
Экономика с отрицательным ростом («сжимающаяся» экономика). Валовые инвестиции меньше амортизации, т.е. потребляется больше капитала, чем его прирост, чистые инвестиции отрицательны, т.е. сокращается абсолютный объем капитала.
Если для национальной экономики основным объектом для анализа является растущая экономика, то при анализе регионального развития встречаются все три типа роста, поскольку слаборазвитые и депрессивные территории имеются во всех без исключения странах.
Обычно в экономической теории формулируют четыре основных фактора, ведущих к экономическому росту.
Первым из них является накопление физического капитала. Наличие сбережений позволяет инвестировать их в производственное оборудование и другие виды основного капитала, в результате чего со временем происходит его увеличение, что при заданном количестве рабочей силы позволяет производить больший объем продукции.
Увеличение численности рабочей силы, ведет также к увеличению физических объемов производства продукции и услуг.
Технический прогресс за счетувеличения объемов знаний и совершенствования технологических процессов и профессионального уровня работников ведет к снижению единичных затрат труда на единицу продукции и повышению производительности труда.
Производительность труда зависит от масштабов экономической деятельности и поведения хозяйствующих субъектов, эти факторы находят свое выражение в отдаче от масштаба производства.
Эти обобщенные факторы не являются взаимоисключающими, величина каждого из них и степень их взаимодействия и определяют экономический рост.
Региональный рост определяется имеющимся в регионе, на каждый данный момент времени, набором перечисленных выше факторов производства. Однако этот набор существенно различается по регионам своими качественными и количественными характеристиками, которые в свою очередь определяются:
численностью и составом населения и трудовых ресурсов региона;
накопленным запасом физического капитала, который характеризуется сложившейся отраслевой структурой производства;
вовлеченными в экономический оборот природными ресурсами;
инфраструктурной обеспеченностью региона;
наличием сбережений в регионе и определяемых ими инвестиций;
используемыми в регионе технологиями и восприимчивостью региона к использованию технических новшеств.
Различия в указанных факторах и определяют дифференциацию темпов роста производства в регионах, а также объемы выпуска и среднедушевые доходы.
Отличительной особенностью региональной экономики в современных условиях является ее открытость. Некоторая часть из числа перечисленных выше факторов может быть мобильной, т.е. они свободно могут перемещаться между регионами и могут представлять дополнительный ресурс для регионального роста. Другая часть из них является немобильной, поэтому возможности роста региона ограничены наличием этих факторов на территории региона.
Региональный рост осуществляется в процессе взаимодействия различных регионов, наиболее существенными с точки зрения которого являются: физические потоки товаров и услуг, обеспечивающие достижение равновесия на региональных рынках товаров и услуг; финансовые потоки, генерируемые межрегиональной торговлей и межрегиональным перераспределением доходов и ресурсов; потоки капиталов или инвестиций, которые определяют экономический рост в регионе, а также потоки трудовых ресурсов, осуществляемые в процессе миграции. Перечисленные потоки определяют структуру производства и занятости, как в регионе-экспортере, так и в регионе-реципиенте.
Особенности регионального роста формируются открытым характером региона, для которого равновесные траектории роста определяются исходя из того, что региональные рынки товаров и факторов производства являются открытыми, они замыкаются только в рамках национальной экономики.
В этой связи проблемы равновесного роста региона должны рассматриваться с точки зрения национальной экономики в целом (если рассматривать закрытую национальную экономику), в рамках которой достигается равновесие на рынках факторов производства.
Рост отдельных регионов происходит в условиях, когда межрегиональный обмен продуктами и факторами производства сопровождается установлением положительного сальдо межрегионального обмена для одних регионов и отрицательного сальдо для других.
Модель конкурентного регионального роста
Региональная экономика использует стандартные модели роста, разработанные для национальной экономики, но адаптированные для учета открытого характера региона. Открытый характер экономики региона делает внешние потоки и источники роста существенными факторами, определяющими региональный рост, поэтому на них сосредоточено основное внимание при анализе проблем экономического роста в регионах.
Цель проектировщиков состоит в анализе равновесных темпов роста отдельного региона в зависимости от динамики спроса, от имеющегося в регионе набора факторов производства, а также анализе равновесных темпов роста взаимосвязанных регионов в рамках национальной экономики.
Простейшей моделью экономического роста является модель Харрода-Домара. В ней в явном виде присутствует только рынок экономических благ, который изначально предполагается сбалансированным. Фактором увеличения совокупного спроса и совокупного предложения является прирост инвестиций, который в нашем случае будет определять равновесные темпы роста в регионах.
Использование модели Харрода-Домара для анализа регионального роста удобно по двум причинам.
Подобные модели с доминированием спроса подходят для объяснения роста в слаборазвитых регионах, проблемы которых связаны преимущественно с отсутствием эффективного спроса, в то время как региональное предложение может гибко следовать за спросом. Такие регионы, как правило, страдают от недостаточного использования производственных факторов, прежде всего труда, поэтому предположение о полной занятости не является для них обязательным.
Формулировка модели Харрода-Домара предполагает, что основные параметры являются результатом не стабильного расширения, а циклического роста, что характерно для регионального роста, отличающегося неравномерностью.
Для упрощения считаем что, рассматриваемая экономика является экономикой одного продукта, который может использоваться в производстве или потреблении, труд выступает вторым ресурсом, он используется только как производственный ресурс и является однородным, отдача на масштаб постоянна, нет технического прогресса.
Для начала, предположим, что регион развивается автаркично, т.е. равновесие достигается в рамках рассматриваемого региона, а для него справедливы все условия и предпосылки, которые используются в данной модели на уровне национальной экономики.
Допущениями модели Харрода-Домара являются:
постоянная склонность к сбережениям;
фиксированные коэффициенты производства;
постоянный темп роста рабочей силы, который соответствует темпу роста населения.
Мы предполагаем, что равновесный темп роста обеспечивает полное использование ресурсов, поэтому стабильный рост устанавливается таким, что он обеспечивает полное использование мощностей и полную занятость.
Как это следует из модели для национальной экономики, при стабильном темпе роста производства капитал должен увеличиваться теми же темпами, что и выпуск продукции.
Для того, чтобы рабочая сила была занята полностью, а затраты труда на единицу производства заданы, темп роста производства должен быть таким же, как рост населения, т.е. стабильный рост требует соблюдения соответствующих пропорций трудовых резервов.
Если мы рассматриваем национальную экономику как совокупность закрытых регионов, то условия равновесия для каждого региона будут такими же, как и для национальной экономики.
Система в целом будет расти стабильно, если темпы роста во всех регионах одинаковы.
Такая ситуация возможна, если темпы роста производства, роста населения, предельная производительность капитала и склонность к сбережению одинаковы во всех регионах, что является невозможным для условий России.
В действительности регионы различаются набором факторов производства, склонностью к сбережениям, величиной производительности капитала. Но, поскольку они являются открытыми экономиками, то, если условия равновесия не удовлетворяются, внутренне потоки товаров, труда и капиталов должны создать условия для проведения их в равновесное состояние.
Рассмотрим, каким должно оказаться равновесное соотношение темпов роста, если регионы связаны друг с другом.
В открытой экономике условия статического равновесия состоят в том, что объем сбережений и импорта в стоимостном выражении равны объемам инвестиций и величине экспорта.
Смысл данного соотношения состоит в следующем. В условиях, когда регионы связаны между собой потоками экспорта и импорта, превышение сбережений над инвестициями необязательно ведет к неравновесию, поскольку это превышение может быть погашено экспортом капитала, равным этому превышению. Наоборот, недостаток сбережений по сравнению с планируемыми инвестициями может быть компенсирован импортом капитала, важно, чтобы равновесие достигалось для всей национальной экономики.
Аналогичным образом можно рассмотреть установление равновесия на рынке капиталов, которое осуществляется посредством миграции.
Представленные условия равновесия фактически характеризуют экономику изолированного региона. В тоже время предполагается что, другие регионы могут и готовы обеспечить необходимый приток (или отток) капитала и труда в рассматриваемый нами регион. В действительности эта модель фактически не дает возможности анализа динамики межрегиональной системы, поскольку межрегиональные связи в ней экзогенно зафиксированы для каждого отдельного региона.
Как правило, если исходные уровни доходов в регионах разные, то для достижения межрегионального равновесия более бедный регион должен иметь большую склонность к импорту.
В случае различий в склонности к импорту межрегиональное равновесие зависит от потока сбережений из региона с высокими доходами в регион с низкими. Или, другими словами, для достижения равновесия регион с низким исходным уровнем доходов должен иметь превышение импорта над экспортом(отрицательное платежное сальдо).
Превышение платежного баланса в регионе с высокими доходами должно равняться разнице внутренних сбережений двух регионов, взвешенной на отношении дохода другого региона к общим доходам системы.
Миграция должна происходить с таким темпом для того, чтобы поддерживался стабильный темп регионального роста системы и вся рабочая сила была занята.
Рассмотренная модель описывает динамику как набор статических состояний равновесия, поэтому необходимо понять существуют ли в такой системе автоматические механизмы, которые ведут к ее равновесному состоянию.
Выше был рассмотрен идеальный случай, когда темпы роста населения и склонности к сбережению во всех регионах одинаковы, что обеспечивает равновесное развитие межрегиональной системы. Однако при более реальных предположениях о том, что региональные параметры различаются, для того, чтобы система двигалась к равновесному состоянию, необходимы межрегиональные перетоки труда и капитала.
В действительности это соответствует предположению, что сбережения являются возрастающей функцией от уровня дохода, а темпы роста населения являются убывающей функцией от уровня развития региона (если рассматривать уровень дохода как показатель экономического развития региона), что вполне согласуется с реальными фактами. При этих допущениях для равновесного роста необходимо, чтобы рабочая сила мигрировала из региона с низкими доходами в регион с более высокими доходами, а капитал перемещался в обратном направлении.
В условиях, когда регионы связаны между собой потоками экспорта и импорта, превышение сбережений над инвестициями в отдельных регионах не ведет к неравновесию, важно, чтобы равновесие достигалось для всей национальной экономики.
Если экономика страны в целом закрыта (т.е. платежные балансы отдельных регионов уравновешивают друг друга), быстрее растут те регионы, которые имеют более высокую склонность к сбережению и более низкую капиталоемкость выпуска.
Избыток или дефицит регионального платежного баланса имеют формы оттока или притока капитала. Чистый импорт капитала является для региона дополнительным ресурсом, который дает ему возможность увеличить темп роста. Аналогично чистый приток мигрантов в регион также дает возможность увеличения темпа роста.
Если исходные уровни доходов в регионах разные, то для достижения межрегионального равновесия более бедные регионы должны иметь большую склонность к импорту.
В случае различий в склонности к импорту межрегиональное равновесие зависит от потока сбережений из регионов с высокими доходами в регионы с низкими. Для достижения равновесия всей межрегиональной системы регионы с низким исходным уровнем доходов должны иметь превышение импорта над экспортом.
- Финансовый университет при правительстве российской федерации (Финансовый университет) Краснодарский филиал Финуниверситета
- «Утверждаю»
- «Финансовый университет при Правительстве
- 2. Рабочая учебная программа дисциплины
- 2.1 Цель и задачи дисциплины
- 2. 2 Место дисциплины в структуре основной
- 2.3 Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины
- 2.4 Объём дисциплины и виды учебной работы
- Тема 2. Территория как объект хозяйствования и управления
- Тема 3. Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики
- Раздел II. Региональная экономика и региональная политика
- Тема 4. Региональная система России и управление региональным развитием
- Раздел III. Социально-экономический потенциал. Отраслевая и территориальная структура российской экономики
- Тема 5. Ресурсы и факторы регионального развития
- Тема 6. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг
- Тема 7. Экономика федеральных округов России
- 2.5.2 Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с (обеспечиваемыми) последующими дисциплинами
- 2.5.3 Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий (учебно-тематический план)
- 2.6 Практические и семинарские занятия
- 2.7 Самостоятельная работа
- 2.8 Система оценивания
- 2.9 Учебно-методическое и информационное обеспечение
- 2.9.1Нормативные правовые акты
- 2.9.2 Основная литература:
- 2.9.3 Дополнительная литература
- 2.9.4 Журналы
- 2.9.5 Интернет-ресурсы
- 3.1 Обязательная и дополнительная литература
- Тема 1. Теоретические основы региональной экономики
- 1.2 Методы изучения региональной экономики и управления
- Тема 2. Территория как объект хозяйствования и управления
- 2.1 Системная экономико-географическая терминология
- 2.2 Система административно - территориального деления страны
- 2.3 Планово-экономическое деление
- 2.4 Территориально- поселенческое деление
- 2.5 Программно-целевое деление Российской Федерации
- Тема 3. Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики
- 3.1 Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Тема 4. Региональная система россии и управление региональным развитием
- 4.1 Принципы обеспечения регионального развития
- 4.2 Равновесный рост в моделях кумулятивного роста
- Тема 5. Ресурсы и факторы регионального развития
- 5.1 Бюджетно-налоговое регулирование
- Тема 6. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг
- Тема 7 Экономика федеральных округов России
- 4. Методические материалы для преподавателя с указанием средств, методов (технологий) обучения
- 5. Методические рекомендации для студентов
- 5.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 5.2 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 6. Методические материалы для текущего контроля успеваемости студентов
- 6.1 Тематика рефератов
- 6.2 Тестовые задания
- 7. Методические материалы для промежуточной аттестации по дисциплине
- 7.1 Вопросы для подготовки к зачету
- 7.2 Критерии оценивания знаний
- Технологическая карта по дисциплине – Региональная экономика (гос3) Специальность – Менеджмент