4. Методические материалы для преподавателя с указанием средств, методов (технологий) обучения
Внедрение компетентностного подхода определяет значимость использования инновационных образовательных технологий в преподавании экономических дисциплин и актуализирует необходимость активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность студентов и способность к самостоятельному поиску.
Современный спектр этих методов включает:
-аудиторные формы (проблемные лекции, направленные дискуссии, обсуждения эссе, занятия в командных группах, мозговой штурм, конференции, круглые столы, деловые игры, в том числе, бизнес кейс-стади, с последующим разбором результатов, пост-тесты и пр.),
- внеаудиторные формы (работа с информационными системами, вебинары, возможность обратной связи с преподавателем с использованием электронной почты или сайта преподавателя и др.).
Аудиторные формы включают:
1 Проблемные лекции. В отличие от традиционной лекции, форма которой не позволяет установить сразу наличие обратной связи между аудиторией и преподавателем, суть проблемной лекции заключается в том, что преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, живой диалог, подводит их к поиску правильного решения проблемы. Новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации, процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
2 Направленная дискуссия. Формат направленной дискуссии связан с обсуждением экономических проблем, предложенных преподавателем или студентами. В его рамках студенты формируют свое мнение по проблемным вопросам. Проведение дискуссий проводится с помощью подготовки студентами эссе, рефератов. В процессе обсуждения студенты демонстрируют свою позицию и отстаивают собственную точку зрения по позициям предложенной тематики. Ключом к обсуждению является умение задавать дискуссионные вопросы. Преподаватель помогает студенческой группе выделить определенную проблему, и направить ход обсуждения в сторону прояснения и разрешения этой проблемы, используя ответы и соображения, высказанные студентами с тем, чтобы сделать акцент на правильном положении. Метод направленной дискуссии позволяет преподавателю привлечь студентов к работе над учебным материалом и повысить их заинтересованность в обсуждаемом вопросе. Он требует от преподавателя умения четко задавать направленность обсуждения, плавно менять ход дискуссии, выделять рациональные подходы, систематизировать их и подводить к верным ответам. Направленная дискуссия может быть встроена в практические занятие, а может служить и самостоятельной формой его проведения.
3 Занятия в командных группах, мозговой штурм. Для данной группы методов характерно непосредственное активное участие студенческой аудитории в учебном процессе, направленное на получение универсальных и профессиональных компетенций и практических навыков. Интерактивная подача материала планируется преподавателем заранее, поскольку предполагает постоянный контроль направлений обсуждения и хода учебного процесса.
4 Доклад (презентация).Данный вид работы предполагает публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы или вопроса. Доклад представляется студентом группы, преподавателем, приглашенным экспертом, занимающимся практической деятельностью в рамках изучаемого вопроса, активной группой студентов. Доклады в виде рефератов направлены на более глубокое изучение студентами лекционного материала или анализ вопросов международного менеджмента для дополнительного изучения. Данный комплекс методов обучения используется в учебном процессе при проведении семинарских занятий последующим теме: 1.4 Счета и двойная запись.
5 Бизнес кейс-стади. Бизнес-кейс следует рассматривать как определенную форму учебного моделирования реальных экономических бизнес-ситуаций. Анализ, трансплантация и презентация бизнес-кейсов является значимым элементом учебного процесса. Для подготовки бизнес-кейса студент должен самостоятельно подобрать источники первичной информации и извлечь из них как можно больше данных о проблеме исследования. Данный метод обучения используется в учебном процессе при проведении семинарских занятий по теме: 1.9 Отчетность организации.
6 Пост-тест. Данный вид работы позволяет проверить знания студентов по проблемным и основным темам. Метод обучения используется в учебном процессе аттестационного педагогического измерительного материала для оценки качества знаний студентов по дисциплине. Используется на практических занятиях. Направлен на проверку остаточных знаний по темам.
7 Круглый стол. Один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых проблем, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в области государственной политики.
8 Мультимедийные средства.
Внеаудиторные формы позволяют использовать новые информационные технологии и интернет-ресурсы в учебном процессе, установить обратную связь с преподавателем для получения консультаций по всем необходимым вопросам.
Кинформационным технологиям и интернет-ресурсам относят: научные, учебные, учебно-методические, справочные, демонстрационные материалы, нормативные документы, размещенные в Интернете, а также электронные периодические издания, электронные библиотеки, базы данных, справочные ресурсы, образовательные сайты, программные продукты. Такая форма предполагает обмен текстовыми сообщениями при помощи электронной почты, поиск информации в Интернетe, ведение блогов и сайтов с обновляемым содержимым.
Аудиторная и внеаудиторная формы интерактивных и инновационных методов преподавания тесно связаны между собой. Так, при использовании бизнес-кейс стади преподаватель предоставляет консультации студентам по разработке бизнес-кейсов по электронной почте в режиме он-лайн, осуществляет контроль по их составлению, выбирает модельные кейсы для обсуждения в аудитории для формирования навыков анализа, трансплантации и презентации кейсов, что позволяет моделировать реальные ситуации и находить способы их решения.
- Финансовый университет при правительстве российской федерации (Финансовый университет) Краснодарский филиал Финуниверситета
- «Утверждаю»
- «Финансовый университет при Правительстве
- 2. Рабочая учебная программа дисциплины
- 2.1 Цель и задачи дисциплины
- 2. 2 Место дисциплины в структуре основной
- 2.3 Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины
- 2.4 Объём дисциплины и виды учебной работы
- Тема 2. Территория как объект хозяйствования и управления
- Тема 3. Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики
- Раздел II. Региональная экономика и региональная политика
- Тема 4. Региональная система России и управление региональным развитием
- Раздел III. Социально-экономический потенциал. Отраслевая и территориальная структура российской экономики
- Тема 5. Ресурсы и факторы регионального развития
- Тема 6. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг
- Тема 7. Экономика федеральных округов России
- 2.5.2 Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с (обеспечиваемыми) последующими дисциплинами
- 2.5.3 Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий (учебно-тематический план)
- 2.6 Практические и семинарские занятия
- 2.7 Самостоятельная работа
- 2.8 Система оценивания
- 2.9 Учебно-методическое и информационное обеспечение
- 2.9.1Нормативные правовые акты
- 2.9.2 Основная литература:
- 2.9.3 Дополнительная литература
- 2.9.4 Журналы
- 2.9.5 Интернет-ресурсы
- 3.1 Обязательная и дополнительная литература
- Тема 1. Теоретические основы региональной экономики
- 1.2 Методы изучения региональной экономики и управления
- Тема 2. Территория как объект хозяйствования и управления
- 2.1 Системная экономико-географическая терминология
- 2.2 Система административно - территориального деления страны
- 2.3 Планово-экономическое деление
- 2.4 Территориально- поселенческое деление
- 2.5 Программно-целевое деление Российской Федерации
- Тема 3. Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики
- 3.1 Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Тема 4. Региональная система россии и управление региональным развитием
- 4.1 Принципы обеспечения регионального развития
- 4.2 Равновесный рост в моделях кумулятивного роста
- Тема 5. Ресурсы и факторы регионального развития
- 5.1 Бюджетно-налоговое регулирование
- Тема 6. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг
- Тема 7 Экономика федеральных округов России
- 4. Методические материалы для преподавателя с указанием средств, методов (технологий) обучения
- 5. Методические рекомендации для студентов
- 5.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 5.2 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 6. Методические материалы для текущего контроля успеваемости студентов
- 6.1 Тематика рефератов
- 6.2 Тестовые задания
- 7. Методические материалы для промежуточной аттестации по дисциплине
- 7.1 Вопросы для подготовки к зачету
- 7.2 Критерии оценивания знаний
- Технологическая карта по дисциплине – Региональная экономика (гос3) Специальность – Менеджмент