logo
Региональная экономика / УМК

4. Методические материалы для преподавателя с указанием средств, методов (технологий) обучения

Внедрение компетентностного подхода определяет значимость использования инновационных образовательных технологий в преподавании экономических дисциплин и актуализирует необходимость активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность студентов и способность к самостоятельному поиску.

Современный спектр этих методов включает:

-аудиторные формы (проблемные лекции, направленные дискуссии, обсуждения эссе, занятия в командных группах, мозговой штурм, конференции, круглые столы, деловые игры, в том числе, бизнес кейс-стади, с последующим разбором результатов, пост-тесты и пр.),

-  внеаудиторные формы (работа с информационными системами, вебинары, возможность обратной связи с преподавателем с использованием  электронной почты или сайта преподавателя и др.).

Аудиторные формы включают:

1 Проблемные лекции. В отличие от традиционной лекции, форма которой не позволяет установить сразу наличие обратной связи между аудиторией и преподавателем, суть проблемной лекции заключается в том, что преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, живой диалог, подводит их к поиску правильного решения проблемы. Новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации, процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

2 Направленная дискуссия. Формат направленной дискуссии связан с  обсуждением экономических проблем, предложенных преподавателем или студентами. В его рамках студенты формируют свое мнение по проблемным вопросам. Проведение дискуссий проводится с помощью подготовки студентами эссе, рефератов. В процессе обсуждения студенты демонстрируют свою позицию и отстаивают собственную точку зрения по позициям предложенной тематики. Ключом к обсуждению является умение задавать дискуссионные вопросы. Преподаватель помогает студенческой группе выделить определенную проблему, и направить ход обсуждения в сторону прояснения и разрешения этой проблемы, используя ответы и соображения, высказанные студентами с тем, чтобы сделать акцент на правильном положении. Метод направленной дискуссии позволяет преподавателю привлечь студентов к работе над учебным материалом и повысить их заинтересованность в обсуждаемом вопросе. Он требует от преподавателя умения четко задавать направленность обсуждения, плавно менять ход дискуссии, выделять рациональные подходы, систематизировать их и подводить к верным ответам. Направленная дискуссия может быть встроена в практические занятие, а может служить и самостоятельной формой его проведения.

3 Занятия в командных группах, мозговой штурм. Для данной группы методов характерно непосредственное активное участие студенческой аудитории в учебном процессе, направленное на получение универсальных и профессиональных компетенций и практических навыков. Интерактивная подача материала планируется преподавателем заранее, поскольку предполагает постоянный контроль направлений обсуждения и хода учебного процесса.

4 Доклад (презентация).Данный вид работы предполагает публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы или вопроса. Доклад представляется студентом группы, преподавателем, приглашенным экспертом, занимающимся практической деятельностью в рамках изучаемого вопроса, активной  группой студентов. Доклады в виде рефератов  направлены на более глубокое изучение студентами лекционного материала или анализ вопросов международного менеджмента для дополнительного изучения. Данный комплекс методов обучения используется в учебном процессе при проведении семинарских занятий последующим теме: 1.4 Счета и двойная запись.

5 Бизнес кейс-стади. Бизнес-кейс следует рассматривать как определенную форму учебного моделирования реальных экономических бизнес-ситуаций. Анализ, трансплантация и презентация бизнес-кейсов является значимым элементом учебного процесса. Для подготовки бизнес-кейса студент должен самостоятельно подобрать источники первичной информации и извлечь из них как можно больше данных о проблеме исследования.  Данный метод обучения используется в учебном процессе при проведении семинарских занятий по теме: 1.9 Отчетность организации.

6 Пост-тест. Данный вид работы позволяет проверить знания студентов по проблемным и основным темам. Метод обучения используется в учебном процессе   аттестационного педагогического  измерительного материала для оценки качества знаний студентов по дисциплине. Используется на практических занятиях. Направлен на проверку остаточных знаний по темам.

7 Круглый стол. Один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых проблем, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в  области государственной политики.

8 Мультимедийные средства.

Внеаудиторные формы позволяют использовать новые информационные технологии и интернет-ресурсы в учебном процессе, установить обратную связь с преподавателем для получения консультаций по всем необходимым вопросам.

Кинформационным технологиям и интернет-ресурсам относят: научные, учебные, учебно-методические, справочные, демонстрационные материалы, нормативные документы, размещенные в Интернете, а также электронные периодические издания, электронные библиотеки, базы данных, справочные ресурсы, образовательные сайты, программные продукты. Такая форма предполагает обмен текстовыми сообщениями при помощи электронной почты, поиск информации в Интернетe, ведение блогов и сайтов с обновляемым содержимым.

Аудиторная и внеаудиторная формы интерактивных и инновационных методов преподавания тесно связаны между собой. Так, при использовании бизнес-кейс стади преподаватель предоставляет консультации студентам по разработке бизнес-кейсов по электронной почте в режиме он-лайн, осуществляет контроль по их составлению, выбирает модельные кейсы для обсуждения в аудитории для формирования навыков анализа, трансплантации и презентации кейсов, что позволяет моделировать реальные ситуации и находить способы их решения.