5.1 Бюджетно-налоговое регулирование
Государственный бюджет это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.
Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумулирования и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.
Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов- в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Государственный внебюджетный Фонд - централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.
Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.
Целевой бюджетный фонд - централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете.
Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Принципы функционирования бюджетной системы:
единство бюджетной системы;
разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельность бюджетов;
полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов;
сбалансированность бюджетов;
эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;
гласность;
достоверность бюджета;
адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.
В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда.
К налоговым доходам относятся:
предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;
пени и штрафы.
К неналоговымотносятся доходы:
от использования имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности;
от продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учреждениями;
полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы;
другие неналоговые доходы.
В доходах бюджетовучитываются:
средства, получаемые в виде арендной либо другой платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
средства от возврата государственных кредитов, бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения;
плата за пользование предоставленными бюджетными средствами;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектамРФ или муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;
другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности, в полном объеме учитываются в его смете доходов и расходов.
Средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо другой безвозвратной и безвозмездной передачи средств отражается в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
В доходы бюджетов зачисляются также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, по взаимным расчетам — операциям по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете.
Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и другие средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.
Доходы бюджетов подразделяются насобственные и регулирующие. Собственныедоходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством.
К собственным доходам бюджетов относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами действующим законодательством;
часть неналоговых доходов;
безвозмездные перечисления.
Финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда.
Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, или который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от Использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;
регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.
- Финансовый университет при правительстве российской федерации (Финансовый университет) Краснодарский филиал Финуниверситета
- «Утверждаю»
- «Финансовый университет при Правительстве
- 2. Рабочая учебная программа дисциплины
- 2.1 Цель и задачи дисциплины
- 2. 2 Место дисциплины в структуре основной
- 2.3 Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины
- 2.4 Объём дисциплины и виды учебной работы
- Тема 2. Территория как объект хозяйствования и управления
- Тема 3. Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики
- Раздел II. Региональная экономика и региональная политика
- Тема 4. Региональная система России и управление региональным развитием
- Раздел III. Социально-экономический потенциал. Отраслевая и территориальная структура российской экономики
- Тема 5. Ресурсы и факторы регионального развития
- Тема 6. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг
- Тема 7. Экономика федеральных округов России
- 2.5.2 Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с (обеспечиваемыми) последующими дисциплинами
- 2.5.3 Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий (учебно-тематический план)
- 2.6 Практические и семинарские занятия
- 2.7 Самостоятельная работа
- 2.8 Система оценивания
- 2.9 Учебно-методическое и информационное обеспечение
- 2.9.1Нормативные правовые акты
- 2.9.2 Основная литература:
- 2.9.3 Дополнительная литература
- 2.9.4 Журналы
- 2.9.5 Интернет-ресурсы
- 3.1 Обязательная и дополнительная литература
- Тема 1. Теоретические основы региональной экономики
- 1.2 Методы изучения региональной экономики и управления
- Тема 2. Территория как объект хозяйствования и управления
- 2.1 Системная экономико-географическая терминология
- 2.2 Система административно - территориального деления страны
- 2.3 Планово-экономическое деление
- 2.4 Территориально- поселенческое деление
- 2.5 Программно-целевое деление Российской Федерации
- Тема 3. Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики
- 3.1 Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Тема 4. Региональная система россии и управление региональным развитием
- 4.1 Принципы обеспечения регионального развития
- 4.2 Равновесный рост в моделях кумулятивного роста
- Тема 5. Ресурсы и факторы регионального развития
- 5.1 Бюджетно-налоговое регулирование
- Тема 6. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг
- Тема 7 Экономика федеральных округов России
- 4. Методические материалы для преподавателя с указанием средств, методов (технологий) обучения
- 5. Методические рекомендации для студентов
- 5.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 5.2 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 6. Методические материалы для текущего контроля успеваемости студентов
- 6.1 Тематика рефератов
- 6.2 Тестовые задания
- 7. Методические материалы для промежуточной аттестации по дисциплине
- 7.1 Вопросы для подготовки к зачету
- 7.2 Критерии оценивания знаний
- Технологическая карта по дисциплине – Региональная экономика (гос3) Специальность – Менеджмент