3. Правовое государство
Уже в античные времена мыслители задумывались над тем, как обуздать власть-насилие, как ввести ее в законные рамки. Уже тогда выдающиеся умы прошлого говорили о том, что править должны не люди, а законы. Люди подвержены эмоциям, аффектам, поэтому превыше всего должен быть закон, причем законы должны быть справедливые.
«Я вижу близкую гибель того государства, - писал Платон, - где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Об этом же говорил и Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…».
И Платон, и Аристотель в поисках наилучшей формы государственного устройства приходят к выводу, что простые формы неустойчивы, а потому наиболее эффективной является смешанная, в которой бы сочетались наилучшие стороны нескольких простых (монархия, аристократия, демократия). Римские юристы обратились к разработке правовых основ государственного устройства, и уже тогда были попытки разграничить власть на три ветви. Таким образом, идея справедливого государственного устройства выношена человечеством на протяжении тысячелетий.
В эпоху перехода от феодализма к капитализму эти идеи получили дальнейшее развитие. В трактовке Локка идея господства закона воплощается в государстве, где верховенствует закон, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы и реализовано разделение властей. Им была обоснована идея, которая потом превратилась в широко известный в наше время юридический тезис «разрешено все, что не запрещено законом».
Огромное значение для формирования идеи правового государства имели работы Ш. Монтескье и особенно его знаменитая книга «О духе законов». По мнению Монтескье, политическая свобода состоит не в том, чтобы делать все, что захочется, а в том, чтобы делать все, что позволяют законы. «Мы свободны, - отмечал Монтескье, - потому что мы живем под властью закона».
Позднее с философским обоснованием правового государства выступил И. Кант, который считал, что целью государства является обеспечение торжества права. А праву должно подчиняться и само государство. Всякое единодержавие, по его мнению, - это всеобщая могила человечества.
В XIXв. разработкой концепции правового государства занимались известные юристы и социологи Б.А. Кистяковский, П.Н. Новгородцев, Б.Н. Чичерин.
Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу. Следовательно, понятие правового государства (сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIXв. в трудах К. Велькерта и Р. фон Моля) явилось непреходящим общедемократическим завоеванием человеческой цивилизации.
Правовое государство формировалось в разных странах по-разному, но в этом процессе есть общая сущностная черта: это было движение человечества к свободе, осознанное стремление обуздать государство – Левиафана, заставить его уважать законы и права человека.
Формирование правового государства предусматривает последовательное проведение в жизнь ряда основополагающих принципов:
Господство закона во всех сферах общественной жизни, верховенство закона, т.е. закон превыше всего, превыше должностей и рангов (когда принц Чарльз нарушает правила уличного движения, рядовой полицейский его штрафует),понятно, что в связи с этим возникает вопрос о самом «качестве» закона.
Связанность законом самого государства и его органов. Смысл его в том, что государство, издавшее закон, не в праве само же его нарушать. Практика нашего законодательства часто строится на том, что подзаконные акты сводят иной закон на нет, а принятые порой законы противоречат главному закону – Конституции.
Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения. Такое понимание неотчуждаемых прав индивида коренным образом отличается от феодального представления об их дарованном, жалованном характере.
Взаимная ответственность государства и личности. Как государство должно выполнять свои защитные функции по отношению к гражданину, так и отдельная личность должна выполнять определенные гражданские обязанности (например, защита отечества, выполнение законов т.д.). Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом.
Не менее важна и ответственность личности перед обществом и государством. В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у немалой части населения, что порождено длительным периодом застоя, ослаблением интереса граждан к делам общества и государства, уравниловкой и т.д. Преодолеть отчуждение гражданина от власти, от общественных и государственных дел, повысить ответственность за свои поступки можно лишь, раскрепостив личность, предоставив широкую возможность для самостоятельного творчества и инициативы.
Эффективная система контроля за выполнением законов. Если не будет такого контроля, законы, пусть даже и хорошие, повиснут в воздухе. К формам контроля и надзора относятся: суд, прокурорский надзор, арбитраж.
Эти основополагающие принципы составляют фундамент правового государства. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, это власть, которая подчиняется воле суверенного народа.
Международные стандарты в области прав и свобод человека изложены в ряде документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией «Всеобщая декларация прав человека», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Пакт о гражданских и политических правах» и ряд конвенций (например, «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий», «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» и др.). Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно сделать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.
Основным приоритетом в этом направлении является «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Декларация представляет собой свод важнейших прав и свобод, без которых невозможно развитие современной цивилизации и которые находятся в системном единстве. В ней формулируются гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права.
Развитие и функционирование правового государства теснейшим образом связано с таким понятием как социальное государство. На заре либерализма правовое государство связывали с ограничением вмешательства оного в экономику и другие сферы жизнедеятельности. Но по мере реализаций идей либерализма, провозгласившего формальное равенство всех людей, произошло резкое расслоение общества, обогащение немногих за счет обнищания широких масс трудящихся. В этих условиях формируется второе поколение прав человека (так называемые позитивные права в отличие от первоначальных негативных, связанных с защитой личностных (гражданских и политических) прав от вмешательства государства). Эти позитивные права нацелены на борьбу граждан за улучшение своего экономического положения, за социальные права и повышение культурного статуса. А для реализации позитивных прав требуется не отстранение государства, а напротив, - его организующая, координирующая и иная деятельность, необходимо определенное вмешательство в экономику и т.д. Но в таком случае государство должно быть социальным. Понятно, что функции этого государства (экономические, социальные, культурные, правохранительные) значительно видоизменяются. Например, в экономике от позиции невмешательства социальное правовое государство переходит к определенному регулированию с целью смягчить для общества отрицательные последствия рыночной стихии.
Идея социального государства была выдвинута немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIXв. Он писал, что социальное государство «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». В 1930г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие «социальное правовое государство». В разных определениях социального государства, даваемых в западной и отечественной литературе, подчеркивается, что это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.
Становление социального государства – длительный процесс, очень сложный и противоречивый. Удерживать его в определенных правовых границах, не ущемляя свободы одних и не снимая ответственности за свою судьбу других, помогают уже сформировавшиеся в западных государствах и вошедшие в реальную практику принципы правового государства. Именно на их основе возможна дальнейшая гуманизация государства и общества.
Важно подчеркнуть, что при необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей, достойного уровня их жизни деформируется вся структура прав и свобод человека: снижается политическая активность, возрастает политическая апатия и неверие в государство, индивиду становятся далеко не всегда доступными юридические гарантии прав и свобод (например, право на защиту). Вот почему как бы ни сложна была роль социального государства в современном обществе, однако без нее вообще невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав «первого поколения» - политических и гражданских. Иначе говоря, социальное государство оказывает самое непосредственное воздействие на осуществление всего единого комплекса прав и свобод человека.
В Украине после десятелетий тоталитарного режима, когда начался процесс демократизации общества, стали закладываться фундаментальные основы правового государства. Этому способствовало принятие Конституции, реализация принципа разделения властей и другие шаги в этом направлении.
Но вместе с тем нельзя не понимать, что строительство правового государства – это довольно длительный процесс, к демократии и правовому государству нельзя прийти экстерном, «краткий курс» был только у истории партии. Установление подлинного верховенства закона предусматривает как формирование соответствующих властных структур, способных действовать в рамках закона, так и своеобразную «коперниковую революцию» в умах людей.
От чего же зависит формирование правового государства?
Появление правовой государственности стало возможным прежде всего вследствие вызревания гражданского общества.
- Политология
- Введение
- Тема 1. Предмет политологии
- 1. Место политологии в системе гуманитарных наук
- 2. Предмет и методы исследования политологии
- 3. Структура и функции политологии.
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 2. История политической мысли
- 1. Зарождение политических учений
- 2. Политическая мысль античного мира
- 3. Политические воззрения эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового времени
- 5. Политические идеи утопического социализма и марксизма
- 6. Развитие политической мысли в Украине
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 3. Современные социально-политические течения
- 1. Консерватизм и его формы
- 2. Либерализм и его эволюция.
- 3. Социал-демократия: прошлое, настоящее, будущее.
- Лево - и праворадикализм
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 4. Политический процесс
- 1. Политический процесс и его суть
- 2. Политический конфликт и способы его разрешения
- Революция: причины и следствия
- Реформа и ее место в политическом процессе
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 5. Политическая система и политическая власть
- Сущность политики
- 2. Феномен политической власти
- 3. Понятие «легитимности» политической власти
- 4. Структура и виды политических систем.
- Тема 6. Политические режимы
- Типология политических режимов
- 2. Авторитаризм и его формы
- 3. Основные признаки тоталитарного режима
- 4. Главные черты демократического режима. А) возникновение и основные черты
- Б) избирательные системы
- В) оппозиция, ее место и роль в условиях демократии
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 7. Государство и общество
- Возникновение и сущность государства.
- Формы государственного правления и государственного устройства
- 3. Правовое государство
- 4. Гражданское общество, группы давления
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 8. Политические партии
- 1. Возникновение и сущность политических партий.
- 2. Типология политических партий и партийных систем.
- Становление многопартийности в Украине.
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 9. Политическая элита и политическое лидерство
- Политическая элита, ее сущность и типология.
- Способы формирования политической элиты
- 3. Сущность и типология политического лидерства
- 4. Имидж политического лидера
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 10. Человек и политика
- Политическая деятельность
- Политическая социализация
- Политическое сознание и политическая культура
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 11. Международные отношения в XXI веке и глобализационные процессы
- 1. Международные отношения в XXI столетии
- 2. Политическая глобалистика: основное содержание и предмет исследования
- 3.Современные глобализационные процессы: достижения и проблемы
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Оглавление