5. Политические идеи утопического социализма и марксизма
Об избавлении от оков частной собственности человечество начало мечтать с момента ее появления. Желанный «золотой век» оно видело в прошлом. Первые утопические идеи связаны с именами Евгемера, Платона и др. Концептуальное оформление произошло уже в XVI веке в работах Т. Мора («Утопия») и Т. Кампанеллы («Город Солнца»). И хотя авторы не знали о существовании друг друга (первый был лорд-канцлером Англии, а второй - итальянским монахом, который почти 30 лет провел в темнице), картина будущего, нарисованная в их работах, во многом совпадает.
Прежде всего - это республиканский строй и общественная собственность. В "Утопии", например, все произведенное (производство, по сути, шло в рамках семьи) сдавали на общественные склады, а уже оттуда выдавали всем одинаковое одеяние сроком на два года. Трапезы проходили в общих столовых. Люди попеременно занимались ремеслом и сельским хозяйством, рабочий день не превышал 4 часов.
Можно сказать, что утопический социализм был ложен в экономическом смысле, ибо это было равенство в бедности, но истинен во всемирно-историческом, так как выражал вековую мечту человечества. И по этой причине он неизбежно «обречен», на возрождение.
Утопический социализм - это «синяя птица человечества»? И да, и нет. Достичь полного социального равенства невозможно, это вне всякого сомнения. Но только стремясь к нему, можно смягчить социальное неравенство. К.Ясперс говорил, что абсолютно правильного миропорядка не существует. Это задача, которая не имеет своего завершения. Но, как заметил, М.Вебер, только стремясь к недостижимому, люди достигают чего-либо реального.
Ламартин в свое время заметил, что бывают утопии абсолютные и относительные. Абсолютные — недостижимы в принципе. А относительные утопии - это зачастую реальность завтрашнего дня.
И если мы обратимся к реалиям сегодняшнего дня, то увидим, что в развитых странах по сути уже нет диктатуры рынка и 2/3 национального продукта находится в распоряжении государства, что позволяет смягчать социальное неравенство. А в скандинавских странах ножницы между самой высокой оплатой труда и самой низкой составляют всего 2-2,5 раза.
В Израиле функционирует как вполне эффективная экономическая единица - кибуц (это даже не колхоз в нашем понимании, это коммуна). И если людям это подходит, если им хорошо, то пусть такие острова коммунистической жизни существуют: главное, чтобы они не превращались в архипелаг, иначе Гулаг, что наглядно продемонстрировало построение развитого социализма в СССР.
Прежде, чем рассматривать политическую доктрину марксизма, нужно, наверное, дать ответ на вопрос - а есть ли у марксизма своя «экологическая ниша»?
Наше маятниковое, манихейское сознание признает только: да - нет, черное - белое; то молимся на идолов, то свергаем их. Такое неоднозначное восприятие марксизма идет еще и оттого, что противоречия заложены в самом учении. И в этом историческая драма марксизма. В работах Маркса одновременно присутствует и ученый, и революционер, и научность и классовость. И часто одно противоречит другому. А мы вырываем из контекста отдельные положения для доказательства совершенно разных вещей.
На Западе давно уже относятся к Марксу без предвзятости как к ученому, у которого есть сильные и слабые стороны, принимают те разработки, которые выдержали испытание временем, и отвергают несостоявшиеся прогнозы. Там давно уже различают «раннего» Маркса, автора гуманистической теории отчуждения («Свободное развитие каждого условие свободного развития всех», что вполне в духе Декларации прав человека, принятой ООН в 1948г.) и «позднего» Маркса, автора теории классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Ценят первого и отвергают второго.
Чтобы показать эту неоднозначность политической доктрины марксизма, обратимся к некоторым примерам.
Считается, что один из главных постулатов марксизма - неизбежность перехода от капитализма к социализму через социалистическую революцию, причем связанной с насилием («Насилие - повивальная бабка истории»). Но, с другой стороны, в марксизме есть четкое утверждение: переход к социализму возможен только при наличии материальных предпосылок (иначе это казарменный коммунизм) и необязательно революционным путем. А в Англии в силу длительных парламентских традиций он вообще возможен в результате выборов.
Один из краеугольных камней марксизма - учение о диктатуре пролетариата. Но все рассуждения Маркса о диктатуре пролетариата - это всего лишь замечания на полях Готской программы немецких социал - демократов, т.е. nota bene. Это уже затем большевики сделали положение о диктатуре пролетариата сердцевиной всего учения. Вообще следует заметить, что в безграмотной стране из Маркса брали самое доступное и понятное: экспроприаторов экспроприируют, что в переводе на общедоступный язык - грабь награбленное, на это и была направлена революция в России.
Для доказательства противоречивости в самом учении возьмем положение об исторической миссии пролетариата. По Марксу, именно пролетариату предопределено быть не только разрушителем старого строя, но и создать новое коммунистическое общество. Возможно ли такое? Ведь во времена Маркса пролетариат был самой темной, невежественной, пауперизированной частью населения. Разрушить «до основания» такая социальная сила, безусловно, может, а вот как могут такие социальные слои созидать интеллектуальное высокоорганизованное общество?! Нонсенс.
Эта противоречивость оказалась миной замедленного действия. Теперь Марксу порой инкриминируют то, за что он критиковал, например, утопический казарменный коммунизм. А видя к концу жизни, как положение об определяющей роли базиса догматизируется и абсолютизируется, Маркс в сердцах восклицал: «В таком случае я не марксист».
Уже в наше время известный испанский социолог и философ Ортега-и-Гассет заметил, что Маркс не был марксистом, также как Иисус из Назарета не был католиком. В том смысле, что то, что часто выдается за марксизм, далеко не всегда соответствует подлинным взглядам Маркса.
В СССР вообще воспринимали Маркса через интерпретацию сталинского «Краткого курса». А по словам М.Волошина «из вечных истин стали строить казематы», превратив вековую мечту человечества о социальной справедливости и социальном равенстве в уродливую казарму. Анализ марксистского вклада в историю политической мысли можно было бы закончить словами Г.Гейне «Я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох».
- Политология
- Введение
- Тема 1. Предмет политологии
- 1. Место политологии в системе гуманитарных наук
- 2. Предмет и методы исследования политологии
- 3. Структура и функции политологии.
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 2. История политической мысли
- 1. Зарождение политических учений
- 2. Политическая мысль античного мира
- 3. Политические воззрения эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового времени
- 5. Политические идеи утопического социализма и марксизма
- 6. Развитие политической мысли в Украине
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 3. Современные социально-политические течения
- 1. Консерватизм и его формы
- 2. Либерализм и его эволюция.
- 3. Социал-демократия: прошлое, настоящее, будущее.
- Лево - и праворадикализм
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 4. Политический процесс
- 1. Политический процесс и его суть
- 2. Политический конфликт и способы его разрешения
- Революция: причины и следствия
- Реформа и ее место в политическом процессе
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 5. Политическая система и политическая власть
- Сущность политики
- 2. Феномен политической власти
- 3. Понятие «легитимности» политической власти
- 4. Структура и виды политических систем.
- Тема 6. Политические режимы
- Типология политических режимов
- 2. Авторитаризм и его формы
- 3. Основные признаки тоталитарного режима
- 4. Главные черты демократического режима. А) возникновение и основные черты
- Б) избирательные системы
- В) оппозиция, ее место и роль в условиях демократии
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 7. Государство и общество
- Возникновение и сущность государства.
- Формы государственного правления и государственного устройства
- 3. Правовое государство
- 4. Гражданское общество, группы давления
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 8. Политические партии
- 1. Возникновение и сущность политических партий.
- 2. Типология политических партий и партийных систем.
- Становление многопартийности в Украине.
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 9. Политическая элита и политическое лидерство
- Политическая элита, ее сущность и типология.
- Способы формирования политической элиты
- 3. Сущность и типология политического лидерства
- 4. Имидж политического лидера
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 10. Человек и политика
- Политическая деятельность
- Политическая социализация
- Политическое сознание и политическая культура
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 11. Международные отношения в XXI веке и глобализационные процессы
- 1. Международные отношения в XXI столетии
- 2. Политическая глобалистика: основное содержание и предмет исследования
- 3.Современные глобализационные процессы: достижения и проблемы
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Оглавление