Революция: причины и следствия
Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.
Революция – это коренное, полное преобразование структуры общества и власти, радикальное изменение всей политической системы.
Каковы же причины революции?
Революции обязательно предшествует целый ряд экономических, политических и других факторов, которые создают условия для начала революционного процесса. Революция – это всегда выражение непреодолимых социальных антагонизмов. По словам Жореса, «революция – это варварский способ разрешения социального конфликта». Необходимым условием возникновения революционной ситуации является нестабильность политической системы, когда «низы» не хотят жить по-старому, а «верхи» не могут сохранить власть прежними методами управления.
По сути, эта же мысль повторяется известным американским политологом Хангингтоном в контексте теории модернизации. Он видит главное значение социальной революции в ликвидации несоответствия между возрастающим уровнем политического развития широких слоев общества и недостаточном уровнем модернизации политических институтов, их демократизации.
П. Сорокин в своей работе «Социология революции» отмечает, что революция это не спонтанное явление, и подчеркивает, что революция происходит только при наличии целого комплекса факторов и причин.
В частности, он называет три основные фактора:
1. подавление базовых инстинктов людей (потребность в пище, одежде, жилище, и др.);
2. это подавление приобретает всеобщий характер;
3. бессилие групп порядка, другими словами, деградация правящей элиты, которая попросту не может удержать власть.
Следует подчеркнуть, что отсутствие хотя бы одного из этих факторов будет достаточно, чтобы революция так и не свершилась. Так, например, если в cтрaнe силен военно-карательный аппарат, то сколько бы массы не страдали, революцию им не совершить.
Исторический опыт показывает, что процесс совершения революций, их последствия во всех странах имеют определенные закономерности, которые можно сформулировать как законы революции. Назовем их «законом маятника», «законом Кроноса» и «законом Бисмарка».
«Закон маятника». Революции, вовлекая в свою орбиту многомиллионные массы людей, как огромный маховик не в состоянии, если так можно сказать, вовремя остановиться, а потому они забегают всегда слишком далеко вперед. Срабатывает своеобразный «закон маятника». Отдавая себе, отчет о силе влияния массовой психологии, Энгельс в свое время писал, что, придя к власти, мы вынуждены будем проводить такие опыты, за которые потомки назовут нас в лучшем случае дураками.
Направление и темпы развития революции в России определяли не столько большевики, сколько менталитет народа, в котором преобладали анархистские настроения. Вся история страны говорила о том, что рвущийся к воле народ понимал под ней (волей, а не свободой, ибо в народном сознании даже понятия свободы не имело корней) вседозволенность, расправу с врагами вплоть до их физического уничтожения. Отсюда призыв Чернышевского «К топору зовите Русь!» и страстные слова из поэмы Шевченко «І вражою, злою кров'ю волю окропiте».
«Закон Кроноса». Революции и революционные войны всегда вели к огромным человеческим жертвам, несли гибель культуре и духовным ценностям, способствовали пробуждению низменных качеств человеческой натуры. Убедительным подтверждением известного древнегреческого мифа о Кроносе, пожирающем своих детей, может служить Великая Французская революция, когда гильотина рубила головы не только королевской чете, но и безжалостно уничтожала самих «отцов» революции.
Сначала Дантон и Робеспьер уничтожают жирондистов, потом Робеспьер «во имя революционной справедливости» отправляет на гильотину своего друга Дантона, а затем черное крыло террора накрывает и его. В России повторилась та же закономерность. Начиная с Каменева и Зиновьева, затем Бухарина и завершая военоначальниками гражданской войны, Сталин, по сути, к 1941 году убрал всех, кто стоял у колыбели революции.
Таким образом, практика якобизма, а затем и большевизма показала: движение по пути цивилизации методом социального взрыва — слишком дорогая цена для человечества. Когда-то Достоевский сказал, что социализм обойдется России в сто миллионов человек. Этот фантастический прогноз не только сбылся, настоящие потери от революции и последующих экспериментов намного превысили эту цифру.
«Закон Бисмарка». В свое время Бисмарком были сказаны слова, верность которых наглядно подтвердил опыт развития СССР: «Революции разрабатывают гении, совершают фанатики, а плодами пользуются только негодяи». Дело в том, что революция — это огромной силы социальный взрыв, но этот взрыв не бывает узко и точно направленным. И в результате взрыва не только расчищаются завалы на исторических дорогах, ударная волна нередко деформирует саму цель движения.
Известно историческое проклятие всех революций: победу одерживают не те, кто боролся, и не те, кто ее затевал. Обессилев от взаимного истребления, борющиеся классы открывают путь третьим силам. Феодалу - раб и рабовладелец, буржуа - крепостной и феодал. Октябрьская революция также не привела к победе пролетария и крестьянина. К власти пришла номенклатура.
По мысли П. Сорокина, в результате революции совершается отрицательная селекция. И потому прав был В. Франклин, говоря, что по векселям войны, особенно гражданской, главные платежи приходится платить не столько во время войны и революции, сколько потом.
Таким образом, опыт всех известных революций служит серьезным предостережением человечеству.
К революционным формам политических действий относится также бунт (стихийный протест людей, доведенных до отчаяния нестерпимыми условиями своего существования), восстание – массовое открытое вооруженное выступление определенного класса или социальной группы против существующей власти, это один из способов завоевания политической власти.
В ХХ в. получил довольно широкое распространение такой способ завоевания политической власти как путч. По сути это государственный переворот (или его попытка) путем выступления противников существующей власти с привлечением армейских формирований. Осуществляется узким кругом заговорщиков и приводит, как правило, к установлению военно-авторитарных режимов.
Перевороты довольно часто практиковались в ХVIII-ХІХ в.в. Они не вели к коренной смене социально-политического устройства, а использовались для персональной перестановки в рамках правящей элиты. Перевороты бывают государственные, дворцовые, немало их было в истории России (убийство Петра III, Павла I).
Порой Октябрьскую революцию называют переворотом. Так что же это все-таки было: революция или переворот? Перевороты, как уже отмечалось, совершаются узкой группой и не ведут к смене существующего строя. В Октябрьской революции были задействованы миллионы и миллионы людей, и катилась она по всей России до самого Тихого океана. Поэтому при всей неоднозначности отношения к ее результатам нельзя отрицать, что это была революция. П. Сорокин, которого никак нельзя упрекнуть в симпатии к большевикам, по этому поводу заметил, что большевики гениально примазались к историческому процессу и маховик истории вынес их наверх.
- Политология
- Введение
- Тема 1. Предмет политологии
- 1. Место политологии в системе гуманитарных наук
- 2. Предмет и методы исследования политологии
- 3. Структура и функции политологии.
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 2. История политической мысли
- 1. Зарождение политических учений
- 2. Политическая мысль античного мира
- 3. Политические воззрения эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового времени
- 5. Политические идеи утопического социализма и марксизма
- 6. Развитие политической мысли в Украине
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 3. Современные социально-политические течения
- 1. Консерватизм и его формы
- 2. Либерализм и его эволюция.
- 3. Социал-демократия: прошлое, настоящее, будущее.
- Лево - и праворадикализм
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 4. Политический процесс
- 1. Политический процесс и его суть
- 2. Политический конфликт и способы его разрешения
- Революция: причины и следствия
- Реформа и ее место в политическом процессе
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 5. Политическая система и политическая власть
- Сущность политики
- 2. Феномен политической власти
- 3. Понятие «легитимности» политической власти
- 4. Структура и виды политических систем.
- Тема 6. Политические режимы
- Типология политических режимов
- 2. Авторитаризм и его формы
- 3. Основные признаки тоталитарного режима
- 4. Главные черты демократического режима. А) возникновение и основные черты
- Б) избирательные системы
- В) оппозиция, ее место и роль в условиях демократии
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 7. Государство и общество
- Возникновение и сущность государства.
- Формы государственного правления и государственного устройства
- 3. Правовое государство
- 4. Гражданское общество, группы давления
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 8. Политические партии
- 1. Возникновение и сущность политических партий.
- 2. Типология политических партий и партийных систем.
- Становление многопартийности в Украине.
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 9. Политическая элита и политическое лидерство
- Политическая элита, ее сущность и типология.
- Способы формирования политической элиты
- 3. Сущность и типология политического лидерства
- 4. Имидж политического лидера
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 10. Человек и политика
- Политическая деятельность
- Политическая социализация
- Политическое сознание и политическая культура
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 11. Международные отношения в XXI веке и глобализационные процессы
- 1. Международные отношения в XXI столетии
- 2. Политическая глобалистика: основное содержание и предмет исследования
- 3.Современные глобализационные процессы: достижения и проблемы
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Оглавление