logo
кн

Лево - и праворадикализм

Леворадикализм – это, по сути, крайнее левое крыло бывшей социал-демократии, начало которому положил, как уже отмечалось, ленинизм-большевизм. В настоящее время – это анархистские и другие группировки экстремистского толка. В 60-е годы прошлого столетия широкое распространение имели маоистские группировки, но постепенно они растаяли, как прошлогодний снег.

На волне энтузиазма, вызванного победой Ф.Кастро на Кубе, тогда в 60-е годы во многих странах Латинской Америки были созданы партизанские отряды. Нетерпеливым революционерам казалось, что от пламени, зажженного на Кубе, им удастся воодушевить и «зажечь» всю Латинскую Америку. Широкое хождение имели теории «от маленького мотора к большому мотору», «масляного пятна» (как расползается масляное пятно на бумаге, так и революция от маленькой Кубы распространится по всему континенту).

Героическим ореолом было окружено имя Че Гевары, который погиб от рук предателя. Отблески славы и героической гибели Че (так звали его друзья и последователи) кое-где светит и сейчас. В рядах антиглобалистов непременно мелькают его портреты.

Вообще-то анархизм, как социально-политическое и идеологическое направление сформировалось еще в середине ХІХ в. Видными теоретиками были П.Прудон и М.Бакулин. Суть анархизма состоит в абсолютном индивидуализме, полном отрицании государства и какой-либо другой власти; анархизм отбрасывает обязательную для всех регламентацию социальных отношений, т.е. главная установка – абсолютная свобода личности.

Следует отметить, что определенная почва для анархистских настроений существует и сейчас. Бюрократизация всех сторон жизни рождает антибюрократические и антигосударственные ориентации, проявления социального и политического экстремизма; поляризация вызывает стремление к перераспределению имущества, жесткая регламентация социального поведения рождает тоску по индивидуальной свободе.

Что касается праворадикализма, то попытки дать ответ на вопрос, почему в 20-х годах прошлого столетия фашистская идеология нашла благодатную почву, предпринимались еще в канун второй мировой войны теоретиками Франкфуртской школы, и в частности Э.Фроммом. Этой проблеме посвящена и его работа «Бегство от свободы». Для ответа на этот вопрос он опирается на разработанную им концепцию авторитарной личности.

Авторитарная личность характеризуется, по мнению Э.Фромма, одновременно двумя основными чертами: стремлением к господству и подчинением. Авторитарный человек, по Фромму, находит смысл своего существования в том, чтобы «слить» свое «Я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, и таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду. Этим внешним может быть другой человек, руководитель, фюрер, рок. Цель - избавиться от невыносимого бремени свободы. Свобода, как замечал Н.А. Бердяев, изначально трагична, так как она требует постоянного нравственного выбора.

И для такой социально отчужденной и одинокой личности фашизм имеет чрезвычайную привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры утвердить себя в чем-то «вечном» (таким «вечным» может быть класс, нация, государство, партия), неизмеримо более значимом, чем отдельный индивид. Приобщаясь к всемогущей Власти, человек преодолевает свое одиночество, получает социальную защиту, получает оправдание своим действиям. (Многие нацисты, которые гнали людей в печи Освенцима, оправдывали свои действия тем, что они только выполняли приказ).

Не последнюю роль играет и тот фактор, что для какой-то части людей фашизм открывает возможность выхода своих агрессивных, разрушительных инстинктов. Эта привлекательность фашистской идеологии резко возрастает в периоды социально-экономических кризисов: создаются необходимые для этого социальные предпосылки - маргинализация и люмпенизация общества. Маргинальные группы населения в отличие от промышленных рабочих не имеют устойчивого положения в социальной структуре. Это своего рода «перекати-поле», люди, утратившие социальную и культурную идентичность. Они нигилистически относятся к своему прошлому, и свои надежды связывают с идеологическими утопиями.

В Германии в 20-е и в начале 30-х годов к моменту прихода Гитлера к власти социальной опорой национал-социализма стали промежуточные слои - многочисленные конторские служащие, мелкие предприниматели, небогатые представители свободных профессий, положение которых значительно ухудшилось по сравнению с положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами.

К сожалению, нацизм и фашизм не ушел в прошлое. В городах Западной Европы и сейчас проходят порой демонстрации с фашистской символикой. «Сытая», благополучная и ухоженная Европа недовольна наплывом эмигрантов, особенно из стран третьего мира. Молодых и «чистокровных» раздражают азиаты и вообще цветные, хотя они выполняют в Европе самую грязную и низкооплачиваемую работу (наряду с нашими соотечественниками).

Пробивается фашистская поросль и на постсоветском пространстве, есть такие группировки и в России; здесь они «борются» с «лицами кавказской национальности», а точнее — не славянской внешности. А вот в Украине главными противниками оказываются «москали».

В процентном отношении сторонники фашистской идеологии весьма и весьма незначительны, но недооценивать подобные ростки ни в коем случае нельзя.