4. Гражданское общество, группы давления
Государство, как известно, связано со стихией насилия. Над проблемой сосуществования личности и власти, нахождения баланса между ними задумывались еще в античные времена. Уже тогда античные авторы обратили внимание на то, что кроме государства есть еще нечто самостоятельное, живущее по своим собственным законам и не во всем государству подвластное (например, дружба, любовь и т.д.).
Можно сказать, что первым к проблеме гражданского общества подошел Платон, который считал, что наилучшее удовлетворение человеческих потребностей требует разделения труда между членами политически организованного общества. Определяя классы, занятые трудом для удовлетворения потребностей, Платон выделяет сферу, которую значительно позже стали обозначать как «гражданское общество» в отличие от «политического государства».
Позже и Аристотель, и Макиавелли упорно проводят мысль, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, противостоящее ему. Они пытались разграничить государство и гражданское общество.
Не обошли эту проблему и ученые Нового времени. Т. Гоббс уже использует понятие «гражданское общество» в прямом смысле слова, в том смысле, в котором это принято в современной науке. Дж. Локк, пожалуй, первый, кто по-настоящему провозгласил примат гражданского общества над государством и указал, что основу гражданского общества составляет частная собственность. Главный вывод из концепции Монтескье: гражданское общество – это важнейшая гарантия от произвола и диктатуры. Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек – его роль, функции, положение.
Гражданское общество, по Гегелю, появилось «посредине» между семьей и государством. Такое общество основано на частной собственности, социальной дифференциациии и многообразии интересов, взаимодействии индивидов и групп.
Гражданское общество зародилось в Западной Европе и главным субъектом выступало «третье сословие». В других регионах мира оно начало формироваться в последние десятилетия (хотя некоторые ученые считают, что определенные его зачатки просматриваются в традиционных обществах куда раньше).
Что же такое гражданское общество?
Гражданское общество– это совокупность негосударственных отношений: экономических, духовно-нравственных, семейных, религиозных, этнических, культурных, которые развиваются без вмешательства государства.
Эта совокупность разнообразных отношений реализуется через системы объединений, ассоциаций, кооперативов, фондов, клубов, через семью (благотворительные фонды, экономические ассоциации, кооперативы, землячества, религиозные секты, клубы спортивные, по интересам и т.д.). В США до 70% населения входит в те или иные структуры гражданского общества.
Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединеними во всех общественных сферах. Наибольшая часть их приходится на экономическую, социально-политическую и духовную. Поэтому можно сказать, что в структурном отношении гражданское общество представлено в виде диалектической совокупности трех основных сфер: экономической, политической и духовной.
Экономическая сфера. Экономическую основу гражданского общества составляет частная собственность. А если точнее – многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.
В Европе широкая сеть экономических организаций негосударственного характера составляет 4/5 всех предприятий. В США вообще нет государственных промышленных и торговых предприятий.
Политическая сфера– это отношения, которые возникают в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путем участия в различного рода партиях, движениях т.д.
Социально-политическаясфера конкретно включает:
общественно-политические организации и движения;
различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки);
органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах;
негосударственные средства массовой информации.
По поводу политических партий однозначного ответа нет. Дело в том, что если какая-либо партия является правящей и, следовательно, вливается во властные органы государства, она, разумеется, не есть субъект гражданского общества. В то же время в условиях многопартийности те политические партии, которые не находятся у власти, вполне отвечают критериям субъектов гражданского общества.
Функционирование гражданского общества (при наличии развитой социальной структуры) обусловлено прежде всего мощным средним классом. Можно сказать, что социальную основу гражданского общества составляет средний класс (или так называемые средние слои).
Духовная сфера. Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечивать свободу мысли, слова, самостоятельность и независимость творческих объединений.
Отличительные черты всех структурных компонентов гражданского общества:
спонтанность возникновения (по указу сверху они не создают, это возникновение «снизу»);
суверенность членов этих организаций и объединений, т.е. эти объединения ни в коей мере не притендуют на ограничение свободы своих членов в областях, которые выходят за рамки их компетенции (к примеру, член итальянского землячества может входить в какую угодно религиозную секту – это его личное дело).
Основная роль, функция и значение гражданского общества – это наиболее полное выражение разнообразных потребностей людей. Именно гражданское общество позволяет наиболее полно реализовать людям свои потребности в экономической, национальной, религиозное сфере и т.д. Самореализация личности – это суть и главная цель гражданского общества.
Главное условие формирования гражданского общества – наличие частной собственности. Без определенных средств невозможна никакая организация; а главное – наличие часной собственности обеспечивает автономность личности, позволяет ощутить свою независимость.
Характер взаимоотношений между гражданским обществом и государством зависит от политического режима. В условиях авторитаризма гражданское общество пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму, при тоталитарном режиме государство, стремясь проникнуть во все поры жизни общества (даже в семью, достаточно вспомнить заседания парткомов, где обсуждались семейные, интимные взаимоотношения людей), по сути, поглощает гражданское общество.
И только в демократическом обществе государство и гражданское общество не только тесно взаимодействуют друг с другом, но и поддерживают друг друга. И если на политическом Олимпе возникнут штормовые ситуации, гражданское общество, что называется, подставит свое плечо. Западные демократии потому и устойчивы, что какие бы ветры не бушевали на политическом Олимпе, гражданское общество, как хороший часовой механизм, будет функционировать. Поэтому жизнь рядового американца, например, мало зависит от того, кто будет хозяином Овального кабинета в Белом Доме.
Гражданское общество достигает расцвета только в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для установления демократической формы государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарного режима.
Есть ли гражданское общество в Украине?
Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к его формированию в Западной Европе. Там гражданское общество начало формироваться после Великой Французской революции и главным субъектом его строительства выступало третье сословие (говоря современным языком – предприниматели). Именно оно сдерживало государство-Левиафана. Не случайно возникло выражение «государство – «ночной сторож», так как государству отводилась роль защиты прав и свобод граждан, но ему не позволяли вмешиваться в свои экономические дела.
В Украине трудности становления гражданского общества обусловлены рядом обстоятельств.
До революции в России гражданское общество еще делало только первые шаги (земства, объединяя людей и ресурсы, строили школы, больницы и т.д.).
За 70 лет тоталитарного режима гражданское общество было разрушено, поглощено государством.
В наше время в Украине произошло по существу соединение предпринимательства и власти, то, чего не знала Западная Европа. Значительная часть депутатов Верховной Рады – это предприниматели (отсюда льготное налогооблажение и проч.). Туда и рвутся многие, чтобы обеспечить себе «льготную» жизнь. Поэтому и противостоять власти, по сути, некому. Учителя и медики могут только митинговать.
Если на Западе третье сословие выступало как главная активная сила, сдерживающая посягательства власти на свободную общественную соревновательность, то у нас власти, чиновничество пожелали стать еще и предпринимателями. И вместо свободного рыночного соревнования перед лицом независимого потребителя повсюду возникают монополии, пользующиеся особыми льготами, диктующие свои условия беззащитному и разоренному населению. Пока в Украине не будет сформирован мощный средний класс, гражданское общество – это иллюзия.
Особого разговора требует такое структурное подразделение гражданского общества как группы интересов.
Под заинтересованными группами или группами давления, как правило, понимают разного рода организации, объединения, союзы предпринимателей, рабочих, фермеров, учителей, адвокатов, производителей той или иной продукции и т.д. Эти группы являются средством политического действия, направленного на достижение специфических, сравнительно ограниченных целей. Для этого они используют организованное давление на власть и политических деятелей. Если главная цель партии – завоевание власти для реализации определенного политического курса, то заинтересованные группы, или группы давления2, как указывает само их название, преследуют цель оказать влияние на политику. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно – в коридорах власти.
Ученые по-разному классифицируют группы интересов. Основным критерием этой классификации является сфера деятельности:
организованные интересы в экономической сфере (предпринимательские объединения самостоятельных категорий работников, профсоюзы, потребительские союзы);
организованные интересы в социальной сфере (объединения защиты социальных прав, благотворительные союзы групп самопомощи, к примеру, анонимных алкоголиков);
организованные интересы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы и объединения, кружки для общения и реализации хобби);
организованные интересы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, общеобразовательные кружки, клубы по искусству);
организованные интересы в общественно-политической сфере (духовные, эстетические, правозащитные объединения, общественно-политические объединения – экологические, разоруженческие и т.д.).
Определение феномена группы давления включает в себя три элемента: существование организованной группы, защита интересов и осуществление давления на власть. Другими словами, это организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на органы государственной власти с целью добиться от них принятия решений, которые соответствовали бы ее интересам.
Наиболее распространенной формой воздействия этих организованных групп на органы власти является лоббирование. Это прием, с помощью которого заинтересованные группы добиваются реализации своих целей. Лоббисты – люди высокой квалификации. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и др. льгот для своих клиентов.
Термин «лоббизм» происходит от английского слова «lobby» – коридор, вестибюль, кулуары. ВXVIвеке так называли место для прогулок в монастыре. Столетие спустя этим словом стали обозначать помещение для прогулок в английском парламенте (где торговцы, добиваясь выгодных для себя себя решений, говоря нашим языком, давали взятки парламентариям). Свой политический оттенок это слово приобрело на два века позже, причем в Америке, где это явление получило настолько широкое распространение, что лоббизм называют национальным спортом американцев.
В Европе лоббизм развит в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, горная промышленность, металлургия. Если до 1987 года лоббизм имел национальный характер, то теперь объектом лоббирования является Европейский парламент. Число лоббистских организаций растет как снежный ком (если в 1970 году их было 300, то сейчас подбирается к тысяче, а число лоббистов давно перевалило за 10 тыс.).
В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделятся на следующие разновидности.
Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.). Например, в США пожилые граждане объединяются в ассоциации, защищающие их права, осуществляющие лоббистскую деятельность в Конгрессе, организующие компании в пользу или против тех или иных мер, затрагивающих их интересы.
Ведомственноелоббирование – это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.
Региональное лоббирование – это воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определенные льготы и преимущества для регионов.
Иностранноелоббирование – это влияние зарубежных «групп давления», либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений. Так, значительное место в структуре американского общества занимают лобби – еврейское, польское, арабское и др. Все они в силу своих возможностей пытаются «толкать» интересы национальных общин и стран, выходцами из которых являются. Наиболее действенные рычаги при этом – деньги, пресса, голоса избирателей.
«Отрицательные» стороны лоббизма очевидны: то, что может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу. Совсем необязательно, что лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления – это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от большинства населения. Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм – абсолютно легитимные и нужные институты в гражданском обществе.
Вместе с тем понятно, что такой вид политической деятельности, как лоббизм, который часто граничит с подкупом и иными не легитимными способами влияния на лиц, принимающих решение, требует регулирования. По тому, как регулируется в стране лоббизм, можно выделить две модели лоббизма в мире:
англосаксонскую (США, Канада, Австралия, ряд других стран) модель, которая предполагает обязательную государственную регистрацию лоббистских организаций и определение конкретных функций групп давления;
европейскую или континентальную (Италия, Германия, Франция) модель, при которой заинтересованные организации могут воздействовать на лица, принимающие решения, участвуя в работе комитетов и комиссий при законодательном органе.
Но в любом случае нужно отдавать себе отчет в том, что лоббизм – это своего рода айсберг, где только одна пятая часть над водой, т.е. открыта и легитимна, а 4/5 находятся под водой (в тени: взяточничество, коррупция и т.д.).
Итак, лоббизм оказывает противоречивое воздействие на общество и государство. С одной стороны, он способствует «оздоровлению» общества за счет постоянного взаимодействия государства и гражданского общества и соответственно согласования их интересов, а с другой стороны, он может привести к формированию криминального государства, отстаивающего узкогрупповые интересы и нарушающего при этом стабильность в обществе.
Лоббизм в Украине в силу ряда объективных и субъективных причин к сожалению, показал себя с негативной стороны. И при строительстве гражданского общества в нашем обществе следует учитывать все стороны этого феномена.
- Политология
- Введение
- Тема 1. Предмет политологии
- 1. Место политологии в системе гуманитарных наук
- 2. Предмет и методы исследования политологии
- 3. Структура и функции политологии.
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 2. История политической мысли
- 1. Зарождение политических учений
- 2. Политическая мысль античного мира
- 3. Политические воззрения эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового времени
- 5. Политические идеи утопического социализма и марксизма
- 6. Развитие политической мысли в Украине
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 3. Современные социально-политические течения
- 1. Консерватизм и его формы
- 2. Либерализм и его эволюция.
- 3. Социал-демократия: прошлое, настоящее, будущее.
- Лево - и праворадикализм
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 4. Политический процесс
- 1. Политический процесс и его суть
- 2. Политический конфликт и способы его разрешения
- Революция: причины и следствия
- Реформа и ее место в политическом процессе
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 5. Политическая система и политическая власть
- Сущность политики
- 2. Феномен политической власти
- 3. Понятие «легитимности» политической власти
- 4. Структура и виды политических систем.
- Тема 6. Политические режимы
- Типология политических режимов
- 2. Авторитаризм и его формы
- 3. Основные признаки тоталитарного режима
- 4. Главные черты демократического режима. А) возникновение и основные черты
- Б) избирательные системы
- В) оппозиция, ее место и роль в условиях демократии
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 7. Государство и общество
- Возникновение и сущность государства.
- Формы государственного правления и государственного устройства
- 3. Правовое государство
- 4. Гражданское общество, группы давления
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 8. Политические партии
- 1. Возникновение и сущность политических партий.
- 2. Типология политических партий и партийных систем.
- Становление многопартийности в Украине.
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 9. Политическая элита и политическое лидерство
- Политическая элита, ее сущность и типология.
- Способы формирования политической элиты
- 3. Сущность и типология политического лидерства
- 4. Имидж политического лидера
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 10. Человек и политика
- Политическая деятельность
- Политическая социализация
- Политическое сознание и политическая культура
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 11. Международные отношения в XXI веке и глобализационные процессы
- 1. Международные отношения в XXI столетии
- 2. Политическая глобалистика: основное содержание и предмет исследования
- 3.Современные глобализационные процессы: достижения и проблемы
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Оглавление