logo
шпоры по политоте

Становление многопартийной системы в России: проблемы и перспективы

Можно выделить три основных этапа становления в нашей стране многопартийной системы:

- первый связан с процессами демократизации и перестройки советского общества

- второй – с принятием в 1993г. Новой Конституции РФ и введением смешанной пропорционально – мажоритарной системы выборов

- третий определяется реформами политической системы, осуществленными президентом В.В. Путиным и президентом Д.А. Медведевым

Первый этап становления российской многопартийности начался фактически еще до официальной отмены Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 года 6-й статьи Конституции, согласно которой была з а к о н о д а т е л ь н о закреплена монополия КПСС

в общественной жизни и существовала однопартийная система, в которой компартия была провозглашена руководящей направляющей силой, «ядром всех общественных организаций страны».

Это был романтический этап неограниченной веры значительной части общества в возможности демократического процесса и одновременно – совершенно деструктивный с точки зрения выборки оптимальных методов реформирования страны.

Второй этап связан с новой Конституцией РФ. Принятая в 1993 г. на референдуме, эта Конституция, с одной стороны, способствовала становлению многопартийности через введение пропорционально-мажоритарной системы выборов, где половина депутатов избиралась по партийным спискам. А с другой стороны, ее суперпрезидентский характер на практике ограничивал возможности влияния политических партий на формирование правительственного курса.

К началу нового века в России объективно произошел раскол правящей элиты — как высшей бюрократии, так и влиятельных представителей олигархического капитала, часть которых поддерживала прокремлевское «Единство», а другая часть — оппозиционное левоцентристское «Отечество».

На такой базе впервые возникло реальная возможность формирования эффективной двухпартийной системы из этих политических структур, приход каждой из которых к власти не вел бы к серьёзным политическим потрясения и мог проходить относительно безболезненно.

Так если правоцентристское «Единство» тяготело к единению рыночного либерализма с патриотизмом и державностью, то левоцентристское «Отечество» наряду с патриотической риторикой отдавало предпочтение политике социального патернализма.

Однако власть выбрала курс на строительство так называемой вертикали власти плохо совместимым с развитием конкурентной многопартийности, состязательностью и открытостью политического процесса. Необходимо было преодолеть сепаратистские тенденции, привести законодательства субъектов Федерации в соответствие с общефедеральным законом, прекратить самоуправство региональных баронов на местах, ограничить влияние олигархических финансовых групп, стремившихся к приватизации государственной власти, и т.д.

Политика выстраивания властной бюрократической вертикали вела к свёртыванию реальной многопартийности и требовала обязательной лояльности действующей власти всей правящих элиты – в лице губернаторов, так и представителей крупного бизнеса.

Партия «Отечество» была слита под давлением Кремля с «Единством», в результате чего возникла новая политическая партия «Единая Россия», которую даже лояльные власти эксперты называют бюрократическим монстром. А праволиберальный Союз правых сил, выражавший интересы активной части крупного бизнеса и поддержавший президента Путина, по мере того как власть усиливала давление на крупный капитал и убирала с политической и экономической сцепы опальных олигархов, постепенно перешел в оппозицию Кремлю. С момента образования пропрезидентской «Единой России» начался третий, современный этап эволюции российской многопартийности.

Эксперты заговорили о формировании полуторапартийной системы, где одна правящая партия бессменно много лет находится у власти и отчасти сращивается с государственной бюрократией, а ей противостоит оппозиционная партия или группа партий, не способных фактически прийти к власти и играющих роль «веной» оппозиции.

Лидеры «Справедливой России» претендуют на создание второй по влиянию партии в стране и выступают с критикой «Единой России» а попытки монополизации политического пространства. Тем не менее преждевременно утверждение, что в стране уже возникает новая двухпартийная система. Дело в том, что в таких предположениях не учитывается специфика созданной по новому избирательному законодательству пропорциональной системы выборов. На левоцентристскую политическую нишу претендуют другие партии социал – демократической и социал–патриотической направленности:

- социал–демократическая партия

- «Патриоты России»

- Партия возрождения России

- Партия социальной справедливости

- Народная партия

Билет 27