logo
шпоры по политоте

2.Неоконсервативная идеология

Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической ци­вилизации и ослабление ее духовно-нравственных усто­ев. Он оказался более результативным, чем другие идео­логии. Неоконсервативная идеология сильнее стимули­ровала индивидуальные достижения, а неоконсерватив­ная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею сво­боды и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим со­бой и перед обществом. Права человека только в соче­тании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

В экономической области неоконсерватизм вы­ступает за ограничение вмешательства государства в ры­ночную экономику

Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа со­ставляют суть неоконсервативной социальной доктри­ны: принцип солидарности, основанный на представле­нии о единстве труда и капитала; принцип справедливо­сти, т.е. "справедливое распределение доходов и соб­ственности", "справедливая заработная плата", "спра­ведливая налоговая политика" и другие; принцип субси-диарности - помощь для содействия самопомощи и ча­стной инициативе

Неоконсерваторы считают, что предоставлять со­циальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспе­чить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которы­ми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

Социальное рыночное хозяйство - вот формула неоконсерваторов.

В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной.

Неоконсерватизм впитал в себя принципы клас­сического либерализма, прежде всего принцип инди­видуальной свободы, но сумел увязывать их с традици­онными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этно­культурное многообразие.

Органическая концепция общества, которую со­хранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся струк­турам, ценностям, традициям. Благодаря этому общест­во сохраняет устойчивость и обеспечивает преемствен­ность развития, связь прошлого с будущим.

Билет19 1. Политическая коммуникация

Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методв политической коммуникации.

Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информации.

Под политической информацией мыслятся не любые сведения, а только те, которыми обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют, используют) «источники» и «потребители» - взаимодействующие в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы.

Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества С ее помощью передаются политический опыт, знания, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация.

Политическая коммуникация - это смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса.

Посредством коммуникации передаются три основных типа политических сообщений:

1. Побудительные (приказ, убеждение)

2. Собственно информативное (реальные или вымышленные сведения)

3. Фактические сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики

Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени.

Значение политической коммуникации велико, т.к. люди способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации.

В авторитарных и тоталитарных обществах СМИ полностью подчинены правящей элите.

Массовая коммуникация - есть деятельность социального субъекта по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование образа мыслей и действий социального субъекта.

Политика ведь не существует вне человеческой деятельности,  различных способов взаимодействий ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих и направляющих ее политическую жизнь .

Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Она представляет собой процессы передачи, обмена политической информацией. Началом изучения явления «политическая коммуникация» в развитых странах можно считать использование пропаганды в период Первой мировой войны.

Термин «политическая коммуникация» появился в конце 40-х - начале 50-х гг.

Выделение термина «политическая коммуникация» в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук было вызвано демократизацией политических процессов в мире во 2й половине 20го века, ну и связано также с развитием кибернетики.

Политическая коммуникация - это процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами. Непрерывные процессы обмена информации осуществляются как между людьми, так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия.

Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разнообразное влияние на политику. Эта деятельность осуществляется при посредстве специфических социально-политических институтов - СМИ. 2. Политические режимы и их типология

Как устроена власть в государстве? с античных веков в политических науках утвердилось представление, что власть может принадлежать либо одному, либо не многим, либо большинству. С античных веков были введены понятия: -монархия -тирания -аристократия -олигархия -демократия -республика Понятие политического режима являются объектом длительных споров. Например политологи Дюверже(род.1917, Французский ученый, государствовед, профессор политической социологии Парижского университета), Морис Ориу(1856-1929гг. Французский юрист, специалист по административному праву, разработал видение государства как обшественной власти). Дюверже Ориу увязывают понятие политический режим с понятием национальный и народный суверенитет. Национальному суверенитету соответствует режим представительной демократии, народному-непосредственной. Другие считают, что политический режим это структура правления, тип человеческого обшества, отличаюшие одну социальную общность от другой. В американской политологии идет отождествление понятий политического режима  с политической системой. В современной западной политической науке понятие политический режим нередко употребляется для характеристики структуры  и деятельности государственного аппарата. Критерии лежащие в основе классификации политических режимов: 1. Способ осуществления народом своего суверенитета непосредственно через представителя. 2. Принцип образования и функционирования государственных органов. 3. Взаимоотношение партий с другими элементами политической системы и взаимоотношения представителей партий в парламенте. 4.Сущность режима зависит от социально-экономического развития страны. 5. Степень централизации государственного аппарата и участие оппозиции в политической жизни страны . 6. Наличие гражданского или военного правительства, стоящего у власти. В основе критериев политических режимов лежат: 1.Многопартийность 2.Наличие легальной оппозиции

3.Принцип разделения властей

4. Принцип взаимоотношения гражданского общества и государства Выделяют три типа политических режимов:

1.Либерально-демократический 2.Тоталитарный 3.Авторитарный Политолог Б.П. Курашвили предлагал классификацию политических режимов из следующих возможных вариантов:

1.Тоталитарный 2.Авторитарный (жестко авторитарный, авторитарно-

демократический, демократически-авторитарный)

3.Развернуто-демократический

4.Анарходемократический (охлократия-власть толпы)

Как принято считать, что режим это либеральные, авторитарные, автократические, смешанные, диктаторские режимы и т.д. Но рассматривая форму государства и партийной системы Дюверже различал такие политические режимы, как английский, американский, русский, одно- и многопартийный. Первый он отождествляет с диктатурой, где есть псевдопарламент и псевдовыборы, второй называет либеральным. Дюверже классифицирует политические режимы в зависимости от партийной системы, характера партии(массовые партии, элитарные партии), их устава(свободные, жесткие), различает также революционные(?) и диктаторские политические режимы, режимы развивающихся стран, при чем он делит на режимы парламентские и режимы президентские. Особо исследует политические режимы латинской Америки, при чем считает, что данному региону присущи политические режимы автократического характера. Это связано с наличием землевладельческой аристократии, соединенность с могущественной католической церковью, объективно это ведет к авторитаризму, к тому же альянс армии и бюрократии всегда пользуется поддержкой традиционных властей. Этот союз со временам приобретает столь прочный характер, что армия сама уже становится частью бюрократии, и без советов и помощи гражданских служб военные лидеры подобны рыбам, выброшенным на берег.И так, что же такое политический режим?Полит. режим представляет собой совокупность приемов и методов с помощью которых правящий класс(или группа классов) осуществляет свое экономическое и политическое господство, свою власть в обществе.Политический режим есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе, в данный политический момент исторического развития.

Политический режим включает в себя такие существенные показатели, как:

-уровень и фактическая реализуемость института прав и свобод граждан. -Форма правления.

Билет 20