logo
шпоры по политоте

1.Особенности современных политических систем стран Запада и Востока.

Политические системы запада.

Государственно-монополистический капитализм, как известно, сложился еще в годы первой мировой войны 1914-1918. Была значительно усовершенствована Франклином Делано Рузвельтом в 30-х годах. Далее усовершенствование протекало в годы Второй мировой войны и особенно после ее окончания, имеется в виду сочетание рыночного хозяйства и плановых форм регулирования.

Представители правящих группировок по-новому оценили возможности буржуазной демократии, парламентаризма, плюрализма, не подвергая размыванию основ политического строя страны. Во главе угла должно стоять знание, как интеллектуальный потенциал общества, а главная задача – это регулирование социально-политической жизни общества.

В 80 годы после кризиса, происходит некоторое ослабление государственного монополистического регулирования так как есть так называемые пределы усиления государства. Рейгономика и Тетчиризм потерпели крах, но в начале 21 века вновь увеличивается роль государства в особенности в связи с социально экономическим кризисом.

Под влиянием научно технической революции в значительной мере изменилась социальная структура общества, и, как известно, появились «синие воротнички» потом «белые» далее «золотые» среди рабочего класса. Сейчас мало говорить не только о массовой безработице, государство способно и 35% безработных. Но существуют все- таки и вакантные места новейших профессий, поскольку растет престиж квалификации, образования. С изменением социальной структуры изменилось общественное и массовое сознание, особенно среди рабочих и молодежи, то есть поддержка политических структур.

То что когда то называлось ценностями буржуазного общества. С приходом к власти консерваторов проповедуется религия, семья, культ добропорядочности, морали и т.д. А СМИ работает на укрепление политической системы. После второй мировой войны завершилась демократизация избирательного корпуса, ценза оседлости, пола и т.д.

Главный механизм власти в политической системе – это политические партии.

Каждая имеет концепцию общества, программу и участвует в выборах, т.е. Считается парламентской партией. К партии прилагается масса различных общественных организаций: профсоюзы, молодежные, женские организации, а также некоторые партии, например, христианского толка, и на церковь, видя в ней свою поддержку. Например крестьянские партии как в Италии.

Одна из функций партии – идеологическая, отсюда использование средств массовой информации: государственного и частного телевиденья, видеокассет, радио, в зависимости от средств той или иной партии.

Идеальный вариант партийной системы на запале это вариант двухпартийной системы. Как правило существуют либо правоцентристские партии либо левоцентристские. Кода к власти приходят правые роль гос-ва ослабляется. Уменьшается налоги на предпринимательство и считается, что граждане должны управлять самими собой, находить работу и т.д. Но тут есть свои недовольные, ибо безработица увеличивается. Затем к власти приходят левоцентристские партии, которые увеличивают налоги на капитал создают комитеты помощи бедным: студентам, пенсионерам и т.д. Но при этом идет инфляция, растут цены и вновь приходят «правые». На востоке тоже пытались такое воплотить но вместо правых или левых пришли популисты фашистского толка. Также двухпартийная система действует в Британии, Германии Италии.

Государство на западе – Это главный инструмент власти. Надо сказать, что государство стало проводить более гибкую политику в отношении трудящихся. Капитал применяет любые средства, треть национального дохода США находится в руках государства, 40% - в Западной Европе. На государственных предприятиях производится до 20% промышленной продукции, 25-30% средств распределяется через бюджет государства.

Появляются новые функции государства:

1. Охрана политического строя, защита власти вплоть до применения вооруженных сил.

2. Функция обеспечения экономической и финансовой деятельности монополий, значительного государственного сектора, необходимая поддержка новых предпринимателей, регулирование экономики

3. Внешнеэкономическая функция, обеспечение жизнедеятельности ТНК, защита их интересов

4. Функция социального маневрирования, предотвращения социально- экономических потрясений путем компромиссов, уступок, трудовых соглашений

5. Функция идеологического, духовного подавления трудящихся, т.е. выработка идей, доктрин, установок

Большое значение имеют лидеры, через них проводится политика, через общественное мнение назначаются выборы.

В США законодательным путем установлено, что нельзя принимать подарки депутатам и членам парламента дороже 50 долларов и депутат не имеет права выезжать в другие страны по частному приглашению. В американском конгрессе довольно сильное сионистское, южнокорейское, русское лобби. Долгое время существовал имущественный ценз: по месту расположения имущества, например в Великобритании, в США после окончания войны этот ценз сохранился, в Австралии необходимо было иметь земельный участок. В настоящее время в буржуазно демократических странах уже нет имущественного ценза.

В некоторых странах сохранен ценз оседлости, но он минимален для выборов в местные органы власти, сокращен до 1-2 месяцев. Важное значение придается знанию государственного языка и образовательному цензу.Еще в 40-50 е годы женщины имели ограничения в области избирательных прав,и вплоть до начала 20 века женщин не допускали к избирательным урнам. Женщины получили равные права с мужчинами в Англии в 1928 г. в США – 1920 в Греции 1953 и в том же году в Мексике.

Расовый и национальный ценз: индейцы и негры в США долгое время не имели избирательных прав, аборигены в Австралии, индейцы в Канаде, выходцы из Британских колоний.

Нарушение принципа равенства: 1 избиратель -1 голос, количество жителей в избирательных округах. В странах Запада постоянно происходит перекройка избирательных округов. Нередки случаю «фиктивных избирателей».

Существуют ограничения при выставлении кандидатов в депутаты различных партий, например, в Дании партии должны иметь не менее 5 тыс. человек, по партийным списками должно быть не менее 2 тыс. подписей, за кандидатов берется своеобразный денежный залог, если кандидат прошел, то деньги возвращаются. В Германии по- прежнему имеют место 5% барьер для партий при выборах в парламент.

В скандинавских странах гос-во финансирует партии особенно когда происходят выборы, в зависимости от того какими силами пользуется партия или их политического веса. В Швеции пол века у власти стояли социал-демократы. Сами партии требуют рекламы и доступ к СМИ.

За неучастие в выборах в Дании, Швеции, Голландии, Норвегии граждане платят денежные штрафы.

Существует 2 вида систем подсчетов голосов и распределения мандатов:

1. Мажоритарная – необходимо получить большинство голосов по избирательному округу. Избрание, как правило, проходит в 2 тура, для большинства т.е. более 50% для второго тура достаточно относительное большинство. Данная система несправедлива при многопартийной системе. Родиной является Англия.

2. Пропорциональная -распределение депутатских мандатов между участвующими в выборах политическими партиями пропорционально поданных за эти партии. Выборы по большим округам. В каждом несколько депутатов, за партийные списки кандидатов справедлива для много партийной системы.

Парламент (фр. Parler - говорить)– это высший представительный орган власти, избираемый населением или частично назначаемый. В зависимости от парламентской или президентской власти какие права имеет парламент. Например, во Франции Президент фактически имеет полумонархическую власть накладывать вето на решение парламента, распускать парламент, вводить чрезвычайное положение в стране и быть верховным главнокомандующим. Несколько ограничены права президента в США, где его власть ограничена конгрессом.

Существует также верхняя палата парламента – сенат. Сенат избирается иногда нижней палатой иногда населением. В Англии членство в сенате передается по наследству. Во многих парламентах запрещено выступать с бумажками или использовать не парламентские выражения. Однако в парламенте все равно происходят драки, а иногда туда даже проносят оружие (Испания 1976 год).

За работой парламента следит конституционный контроль- верховный суд или конституционный надзор.

В парламентах образуются парламентские фракции или парламентские группы. Партийные фракции имеют больше прав, чем группы. В парламентах существует жесткая дисциплина в отношении явки депутатов, имеет место императивный мандат. Главное эффективное право парламента - вотум недоверие правительству, контроль за его деятельностью и т.д.