logo
шпоры по политоте

Модели и функции политической культуры

Модели п.к. В основе подхода к классификации П.к.находится положение, что существующие в рамках одного и того же типа общества П.к. имеют общие существенные черты. Соответственно этому выделяются типы П.к.:

  1. Рабовладельческого общества

  2. Феодального общества

  3. Буржуазного общества

Польский социолог Ежи Йозеф Вятр считает, что рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной П.к, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа Вятр выделяет:

- Племенную

- Теократическую

- Деспотическую

В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа П.к.:

  1. Демократический

  2. Автократический

Демократический тип П.к характеризуется высокой активностью граждан и их хорошими политическими правами. Автократический тип П. к. в качестве идеала государства признаёт сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические права и свободы граждан.

Американский политолог Сидней Верба совместно с Г. Алмондом предложил типологизацию П.к, получившую широкую известность на Западе. Она основывается на результатах сравнительного анализа П.к., существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы.

Исходным пунктом подхода С. Верба и Г. Алмонда является конструирование трёх «чистых» типов П.к. и выведение из них смешанных типов П.к. Чистыми типами являются:

  1. Патриархальная П.к

  2. Подданническая П.к

  3. Активистская (гражданская) П.к

Патриархальная, или приходская, П.к. присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Её отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям.

Подданническая П.к. отличается сильной ориентацией субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.

Из смешения элементов этих трех чистых типов возни кают еще три вида политической культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Именно эти смешанные типы политической культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают в истории различных обществ.

Функции п. к. П.к. выражает:

1) суть социально-политической системы

2) определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели

Исследовать П. к. необходимо, так как это помогает выяснить:

  1. Социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп

  2. Степень осознания людьми их общественных задач и их практическую роль в политической жизни