logo
Основы политической науки

1. Мировая политика и международные отношения

Мировая политика - это совокупность действий субъектов (акторов) политики — государств, межгосударственных объединений и международных организаций по реализации своих и общих интересов1.

Главный субъект мировой политики - государство. Его курс на международной арене определяется прежде всего национальным интересом, который представляет собой осознание и отражение коренных потребностей общества в деятельности государственных лидеров. К сфере национальных интересов относятся: социальный, политический, духовный, экономический, военный и научно-технический потенциал государства; его безопасность, суверенитет и территориальная целостность.

Важнейший фактор внешней политики государств - их национальная мощь, традиционно отражающая такие компоненты, как территория государства, его природные ресурсы и численность населения, экономический и военный потенциал. Современное понимание национальной мощи включает также способность экономики к технологическим нововведениям и качество человеческого фактора.

Межгосударственные объединения - это военно-политические, политико-экономические и прочие союзы, блоки, коалиции, создаваемые на основе общности интересов государств-участников для реализации определенных целей. Они чаще всего классифицируются на базе двух критериев - по территориальному принципу и в соответствии со сферой и направленностью деятельности. Некоторые межгосударственные организации обладают атрибутами политической власти (например, Организация Объединенных Наций, Европейский Союз).

Международные организации — структуры, которые объединяют негосударственные институты и граждан ряда стран и функционируют в специфических областях-профессиональной, религиозной, гуманитарной, экономической, спортивной и др. Основные средства воздействия международных организаций на мировую политику - мобилизация общественного мнения, организация давления на межгосударственные организации (прежде всего ООН) и непосредственно на конкретные правительства.

Субъекты мировой политики в своей совокупности образуют систему международных, отношений, представляющую собой целостное единство подсистем и элементов.

Подсистемы бывают локальными, региональными и глобальными.

Локальные подсистемы — это взаимоотношения каждого государства с определенным количеством других государств (дипломатические, культурные, торговые и пр.). Региональные подсистемы - межгосударственные объединения: ЕС (Европейский Союз), ОАЕ (Организация Африканского Единства), ОАГ (Организация Американских Государств) и др. Глобальные подсистемы - Организация Объединенных Наций, международные финансовые структуры (например, Международный Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд), транснациональные корпорации и пр.

Под элементами системы международных отношений понимаются факторы общественного развития, влияющие на эти отношения (внешнеполитические акции государств и поступки политических лидеров, различные действия других субъектов мировой политики).

Структуру системы международных отношений образует главным образом конфигурация ее участников, отражающая соотношение сил между ними, существование «центров силы», т.е. наиболее мощных, доминирующих на международной арене государств. Количество этих «центров силы» и характер отношений между ними влияют на взаимодействие остальных государств. Структура системы придает ей устойчивость и определяет поведение всех международных акторов.

В зависимости от числа доминирующих в международной системе государств принято различать биполярные, многополярные и однополярные, или имперские системы. В биполярной системе господствуют два наиболее мощных государства. В многополярной, или системе баланса сил, несколько крупных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, нейтрализуя претензии друг друга. В однополярной системе имперского типа господствует единственная сверхдержава, которая по своей совокупной мощи опережает остальные государства.

Основным, базовым типом глобальной структуры была многополюсность, и никому не удавалось обеспечить однополюсное доминирование на сколько-нибудь длительный по историческим масштабам период. Вместе с тем в рамках многополярности происходило больше всего конфликтов и войн.

Происшедшие к началу ХХ1 века изменения во всех областях жизни мирового сообщества привели к эрозии государствоцентричной Вестфальской системы международных отношений, возникшей в результате завершения Тридцатилетней войны (1648 г.). Для формирующейся новой системы характерны следующие тенденции:

• усиление взаимозависимости внутренней и внешней политики, нарастающая потребность в их органическом единстве;

• демократизация как внутриполитических отношений, так и международной жизни (международное измерение гуманитарных проблем, расширяющийся доступ населения к информации, отражение в политике доминирующих настроений);

• расширение состава и увеличивающееся многообразие политических акторов (количественный рост числа государств — членов мирового сообщества, усиление влияния на мировую политику партий, движений, региональных администраций, транснациональных корпораций и т.д.);

• размывание государственного суверенитета вследствие все большей проницаемости межгосударственных границ, стирания ранее жестких различий между внутренней и внешней политикой, выхода регионов на международный уровень, активизации правительственных и неправительственных организаций и институтов;

- увеличение разрыва в уровнях развития «Севера» и «Юга», стимулирующее миграцию бедного населения в индустриально развитые страны и являющееся источником межэтнической напряженности;

- рост всех форм конкуренции (экономической, военной, геополитической, идеологической) в сочетании с углубляющейся взаимозависимостью ее участников;

- обострение борьбы государств за природные ресурсы, способное стать причиной вооруженных конфликтов;

- усиление влияния Азии, вызванное быстрым экономическим подъемом Китая, Индии и других азиатских стран, меняющим мировую конфигурацию в соотношении сил, существующую политическую и экономическую иерархию государств;

• растущее влияние на мировое развитие, включая и международные отношения, комплекса глобальных проблем, решение которых возможно лишь усилиями всего человечества.

Представления о содержании и принципах взаимодействия акторов мировой политики концентрируются в понятии мирового (международного) порядка. Это — устройство международных (и прежде всего межгосударственных) отношений, призванное обеспечить основные потребности субъектов мировой политики в безопасном существовании и реализации своих интересов.

Для миропорядка периода «холодной войны» были характерны:

• конфронтационная стабильность в отношениях между двумя сверхдержавами (СССР и США) и стоявшими за ними блоками, обеспечивавшая предсказуемость действий сторон;

• нестабильность на региональном и субрегиональном уровнях, проявлявшаяся в локальных войнах (во Вьетнаме, Афганистане) при участии сверхдержав или поддержке ими своих союзников в «третьем мире»;

• кризисы в отношениях между сверхдержавами, вызывавшиеся либо действиями одной из них в сфере интересов другой (например, Карибский кризис 1962 г.), либо войнами в регионах, стратегически важных для обеих сверхдержав (ближневосточный кризис 1973 г.);

• попытки сверхдержав получить преимущество на периферии глобального равновесия, прежде всего в «третьем мире»;

• идеологическое соперничество двух сверхдержав, которое носило характер «психологической войны».

Все эти явления и процессы препятствовали становлению единого взаимозависимого мира как объективной тенденции мирового развития.

Для современной ситуации в международных отношениях характерны, с одной стороны, моноцентризм с Соединенными Штатами как единственной сверхдержавой, с другой стороны, набирающая силу тенденция к полицентризму, в рамках которой старые и новые «центры силы» будут связаны между собой отношениями партнерства и соперничества. Переход к полицентризму в международных отношениях ограничит возможности проведения какой-либо державой гегемонистской полигики.

В связи с обостряющейся конкуренцией различных акторов, прежде всего государств, за достижение наиболее высокого статуса и преобладающего влияния на глобальном и региональном уровнях актуален вопрос о формировании устойчивого эквилибрума, который обеспечивал бы международную стабильность, способствовал решению проблем как мирового сообщества в целом, так и его отдельных сегментов. Регулятивные механизмы поддержания такого равновесия наряду с силовыми факторами должны включать и морально-этические, позволяющие гармонизировать национальные интересы, ограничивать и предотвращать проявления деструктивности, особенно чреватые катастрофическими последствиями для человечества. Важно также, чтобы соперничество государственных и негосударственных акторов велось по определенным правилам – зафиксированным в международно-договорном порядке или действующим на основе существующего политико-психологического консенсуса.

Для периода трансформации моноцентрической модели международных отношений в полицентрическую оптимален мировой порядок, регулируемый принципами приоритета общечеловеческих ценностей, равной безопасности для всех народов и государств, мирного разрешения спорных вопросов и конфликтов, уважения целостности и суверенитета государств, их невмешательства во внутренние дела друг друга. Значительный вклад в разработку параметров нового мирового порядка и претворение их в практику международных отношений внесли такие политические деятели, как Вилли Брандт, Индира Ганди, Михаил Горбачев, Гельмут Коль, Франсуа Миттеран, Улоф Пальме и др.

Формирование нового миропорядка определяют процессы глобализации— растущей взаимосвязи и взаимозависимости всех сегментов мировой политики, экономики и духовной сферы. Глобализация выражается в образовании планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации воздействия на природную среду, в совместном урегулировании межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Под влиянием этих процессов мировое сообщество превращается в мировое общество.

В процессе становления нового миропорядка возрастает роль политических решений, принимаемых на наднациональном уровне. При этом особенно значимы решения не столько старых, универсальных организаций (ООН, ОБСЕ и др.), сколько принимаемых на уровне ведущих государств - реальных «центров силы».

В контексте глобальных перемен приоритетные направления внешней политики России - создание благоприятной международной среды для инновационного развития страны, обеспечения достойных позиций в международном разделении труда, утверждение ее как влиятельной силы мирового сообщества. В отличие от СССР Россия не может быть сверхдержавой с глобальным присутствием, но в то же время имеет необходимые геостратегические позиции, экономический, ресурсный и интеллектуальный потенциал для успешной модернизации, обретения себя в качестве трансрегиональной великой державы Европы и Азии. От результата модернизации России в существенной степени зависят международная стабильность и благополучие человечества.