logo
Основы политической науки

2. Насилие и ненасилие в политике

Политические действия условно могут быть разделены на насильственные и ненасильственные. В политической жизни преобладают ненасильственные действия, но широко применяются и различные формы насилия – войны, революции, восстания, террористические акты, репрессии по отношению к противникам.

Политическое насилие можно определить как применение или угрозу применения субъектами политики различных форм принуждения или подавления по отношению к объекту. Различают насилие прямое – в виде мер физического воздействия и косвенное (психологическое воздействие, угрозы, ультиматумы и пр.).

В современном обществе прямое насилие все в большей степени заменяется его косвенными формами, которые эффективнее обеспечивают социальный и политический контроль (например, манипулирование сознанием).

Насилие в форме физического принуждения является необходимым атрибутом власти, опирающейся при его применении на право и ограниченной этим правом. Обращение к насилию может быть и симптомом кризиса власти. потери ею легитимности. В этом случае насилие «сверху», со стороны элиты используется для сохранения и воспроизводства отношений господства и подчинения.

Кроме государства насильственные методы используют и другие субъекты политики – контрэлиты, партии, группы, террористические организации, отдельные граждане. Контрэлиты прибегают к насилию в тех случаях, когда иной путь к власти для них закрыт, а сами они обладают необходимыми физическими и организационными возможностями для овладения властью.

Политическое насилие классифицируют по следующим основаниям: сфера действия (внутригосударственное и межгосударственное), степень организованности (стихийное и структурированное) , количество участников ( индивидуальное, коллективное и массовое), характер стратегии (оборонительное и наступательное), социальная природа (классовое, этническое, религиозное), используемые средства (вооруженное, невооруженное).

В политической и общественной мысли существуют различные, в том числе противоположные оценки роли насилия в истории – от наделения его исключительными созидательными качествами до неприятия как деструктивного и антигуманного явления.

Немецкий философ Е.Дюринг (1833 – 1921) приписывал насилию решающую роль в общественном развитии. Близкую к такой оценке позицию занимал марксизм, рассматривавший политическое насилие как «повивальную бабку истории», высшее проявление классовой борьбы. В.И.Ленин и большевики придавали первостепенное значение функциональному аспекту насилия в ходе борьбы за власть. Апология насилия характерна также для фашизма, ссылавшегося на природные инстинкты человека. Противоположную, резко негативную оценку социальной роли насилия дают пацифисты и сторонники ненасильственных действий.

Независимо от отношения к насилию его корни следует видеть в самой природе политики, в противоречивости интересов, столкновение которых порождает ситуации, когда обеспечение одних интересов невозможно без подавления других. Проявления и масштабы насилия определяются прежде всего остротой социальных противоречий и традициями их разрешения, политической и нравственной культурой населения.

При внешней радикальности применение насилия в политике имеет ряд негативных аспектов. Насилие сопровождается серьезными социальными издержками – человеческими жертвами, материальными потерями, духовной деградацией общества, которые могут значительно превышать достигнутые с его помощью позитивные результаты. Насилие сложно контролировать, ограничивать определенными рамками (масштабами, объектами и т.д.), строго дозировать. Последствия насилия трудно прогнозируемы и нередко противоречат первоначальному замыслу и поставленной цели.

Особенностями насилия являются инерционность, способность превращаться в традицию политической жизни, вытесняющую ненасильственные формы и методы политической деятельности. Режимы, создаваемые с помощью насилия, обычно и функционируют благодаря насилию. Они могут существовать достаточно долго, но в конечном счете деградируют и нередко уступают место демократическим режимам.

Несмотря на значительные социальные издержки насилие широко применяется на протяжении всей истории и в определенных ситуациях способно приносить нужные результаты. Его эффективность обусловлена наличием ряда благоприятных факторов – достаточностью ресурсов, легитимностью, искусством применения, наличием внешнеполитических условий.

Насилие политически и морально оправданно в качестве способа защиты прав и свобод личности, сопротивления попыткам ликвидировать демократический строй, отражения вооруженной агрессии извне. С глубокой древности мыслители-гуманисты считали неотъемлемым право народа на ответное насилие – восстание против тирании и оборонительные, справедливые войны.

В последние десятилетия появились благоприятные условия для ограничения роли насилия в политической жизни – утверждение в общественном сознании гуманистических ценностей свободы, демократии, прав человека и т.д.; крах большинства тоталитарных и авторитарных режимов, непосредственно опирающихся на насилие; демократизация обществ и государств во всемирном масштабе.

Демократический строй создает важнейшие предпосылки для разрешения политических конфликтов мирными, ненасильственными средствами. Это достигается прежде всего путем реализации комплекса прав и свобод личности, обогащения их конкретным содержанием.

Термин «ненасильственные действия» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле – это любая политическая активность (или умышленная пассивность), исключающая насилие. Она играет доминирующую роль в политической жизни. В узком смысле понятие «ненасильственные действия» включает в себя лишь ту ненасильственную деятельность, которая направлена против властей и связана с гражданским неповиновением, с нарушением буквы и духа законов и административных норм. В научной литературе понятие «ненасильственные действия» обычно употребляется в узком смысле.

В настоящее время расширяется сфера применения ненасильственных методов политической деятельности, ориентированных на гражданское неповиновение власти и утверждение моральных стандартов взаимной терпимости. Ненасильственные действия разнообразны: публичные выступления, заявления, письма протеста или поддержки, выдвижение лозунгов, депутации, пикетирование, голодовки, остракизм в отношении тех или иных официальных лиц, забастовки, занятие зданий, невыполнение законов и распоряжений властей, нарушение нормальной деятельности общественных и государственных служб, блокирование транспортных магистралей и т.д.

Для стратегии ненасильственных действий характерны наличие общественно значимых целей, акцент на обеспечении социального и национального мира, следование моральным идеалам в решении конкретных политических проблем, признание регулирующей роли религиозных ценностей, готовность к самопожертвованию (в том числе и коллективному).

Политика ненасилия имеет глубокие религиозно-нравственные основы и длительную традицию, начиная с буддизма, конфуцианства, иудаизма и христианства. В заповедях Иисуса Христа из Нагорной проповеди сконцентрированы важнейшие идеи философии ненасилия – отрицание насилия, непротивление злу насилием. Христианство оказало решающее влияние на восприятие и развитие идей ненасилия в Европе.

В средние века идеи ненасилия исповедовали и осуществляли некоторые монашеские ордена, особенно францисканцы, которые и в настоящее время выступают инициаторами миротворческих действий. В Новое время этими идеями руководствовались пацифистские секты (квакеры, меннониты), в России – духовные христиане(духоборы). В ХУ11-Х1Х веках принципы ненасилия и терпимости нашли отражение в философских трудах Д.Локка, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, в сочинениях социалистов-утопистов.

Значительный вклад в концепцию ненасилия внесли отечественные писатели и мыслители, особенно Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский. Первый из них выдвинул принципы непротивления злу насилием и самосовершенствования, стремился воплотить их в жизнь. Однако широкого политического резонанса в России и Европе эти принципы тогда не нашли. Ф.М.Достоевский пытался решить проблему нравственной недопустимости насилия.

Дальнейшее развитие концепции ненасилия и ее внедрение в политическую практику связано с именем создателя партии Индийский национальный Конгресс Махатмы Ганди. Разработанная им стратегия ненасильственной политической борьбы «сатья-грахи» (буквально «упорство в истине») основывалась на вовлечении в освободительное движение широких слоев населения независимо от их кастовой или классовой принадлежности и осуществлялось методами ненасилия в двух формах – отказа от сотрудничества с колониальной администрацией и гражданского неповиновения.

Несотрудничество выражалось в бойкоте правительственных учреждений и учебных заведений, отказе от титулов и званий, пожалованных колониальными властями, организации мирных шествий и демонстраций. Гражданское неповиновение проявлялось в игнорировании законов и распоряжений колониальной администрации, в проведении политических забастовок, прекращении деловой активности, закрытии торговых заведений, неуплате налогов. Во взаимоотношениях с властями использовалась тактика мирных переговоров и поиска согласия. В целом идеи гандизма сыграли определенную роль в достижении Индией независимости.

Принцип ненасилия использовался лидером американских негров Мартином Лютером Кингом в борьбе с расовым угнетением. Насилие он считал воплощением зла, а ненасилие средством мужественных и смелых людей сопротивляться злу, пробуждения в оппоненте чувства стыда за причиненное зло, стремления к покаянию и примирению. Ненасилие, согласно Мартину Лютеру Кингу, основывается на любви и проявляется в готовности принять страдание без мысли об отмщении. Стратегия движения за гражданские права вырабатывалась на основе гандийского метода ненасильственнеого сопротивления.

Ненасильственные действия были характерны для молодежных движений 60-х годов, антивоенных, экологических и феминистских движений 70-80-х годов, правозащитного движения в СССР. Конкретизацией принципа ненасильственных действий в конце ХХ века явилась идея приоритета общечеловеческих ценностей как условия выживания и прогресса человечества.

В наступлением постиндустриальной эры ограничение и исключение насилия из жизни общества стало важнейшей задачей ряда религиозных и светских движений по соображениям как морального свойства, так и обеспечения всеобщей безопасности. На международной арене процесс гуманизации политики проявляется в стремлении к созданию нового мирового порядка, основывающегося на неприменении силы для разрешения спорных вопросов и равноправном сотрудничестве