3. Демократия: сущность, формы, модели
Термин «демократия» появился в Древней Греции. Образован из двух слов (demos - народ и kratos - власть), буквально означает «власть народа». Под термином «демократия» нередко понимается не народовластие, а совокупность качеств общественно-политических структур и систем управления, сложившихся в наиболее успешных странах.
В современной политической науке преобладает понимание демократии как формы общественного устройства, основанной на признании народа в качестве источника и субъекта власти. В реальной практике народовластие нигде не было реализовано и, по существу, представляет собой идеал общественного устройства, вобравший в себя ценности свободы, равенства, прав человека и солидарности.
При отсутствии общепринятого определения демократии американской политической наукой она трактуется как набор институтов, которые обеспечивают равноправную конкуренцию между субъектами в процессе принятия политических решений.
Генезис демократии имеет длительную историю. Формы догосударственной демократии существовали в первобытном обществе, где все взрослые члены рода голосованием избирали и смещали руководителей. В Афинской республике VI-V вв. до н. э. ключевые вопросы государственной жизни решали методами прямой демократии - голосованием в Народном собрании. В Римской республике этот механизм демократии получил правовую основу. Государства, сходные с афинской демократией, существовали в Древнем Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик. С Новым временем связано появление основных форм демократии, существующей в большинстве западных стран.
Принципы демократии таковы:
• суверенитет народа - источник его политической власти;
• равенство прав граждан на участие в управлении государством, предполагающее возможность избирать и быть избранным в структуры власти, участвовать в контроле за ее деятельностью;
• регулярность выборов и разделение властей;
• свобода личности, осуществляемая через права человека;
• плюрализм, реализуемый через конкурентную борьбу различных социальных сил, групп, партий и организаций;
• подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении.
Принципы демократии, прежде всего суверенитет народа, являются главными критериями для классификации ее основных форм и практических моделей.
В зависимости от того, какой смысл вкладывается в понятие «народ», демократии классифицируются как социально ограниченные, всеобщие и охлократические. Ограничение народа классовыми и демографическими рамками дает основание называть демократии социально ограниченными. Равенство политических прав для всего народа делает демократию всеобщей. Власть демоса, черни характеризуется понятием охлократия (в переводе с греческого «власть черни»).
В зависимости от характера участия народа в управлении различают следующие формы демократии: прямая (идентитарная), плебисцитарная, представительная (репрезентативная) и партисипаторная.
Прямая демократия означает непосредственное участие граждан в принятии решений. Практически возможна в небольших группах людей, причем в случаях, когда необходимо принятие решений, не требующих специальных знаний. В современном мире реализуется главным образом на уровне местного самоуправления.
Достоинства прямой демократии: прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан, возможность оптимизации управления за счет использования интеллектуального потенциала всего общества, эффективность контроля за политическими институтами и должностными лицами.
Слабые стороны идентитарной демократии: возможность принятия ошибочных решений вследствие недостаточной компетентности и эмоциональной неуравновешенности населения; снижение ответственности должностных лиц в результате принятия решений массой непрофессионалов; сложность и дороговизна привлечения большого числа людей к управлению обществом; возможность манипулирования сознанием населения для установления тоталитарных режимов.
Плебисцитарная демократия также предполагает прямое волеизъявление населения, осуществляемое в ходе референдумов, опросов. Позволяет гражданам одобрять или отвергать проекты законов или других решений, подготовленных президентом, правительством или какой-либо партией.
Представительная демократия — доминирующая в современных цивилизованных государствах форма демократии. Ее суть — в опосредованном (через выборных представителей) участии граждан в принятии решений. Эта форма необходима в связи со сложностью обеспечения непосредственного волеизлияния граждан по тем или иным вопросам (например, из-за большой территории), потребностью в специальных знаниях для эффективного осуществления власти.
Слабые стороны представительной демократии: фактическая отстраненность народа от власти в промежутке между выборами, по существу, являющаяся отходом от сути демократии как народовластия; неизбежные вследствие сложности системы управления бюрократизация и олигархизация власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан; приоритетное влияние на политику наиболее мощных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц; вероятность принятия неугодных большинству решений вследствие сложности и многоступенчатости системы власти.
Представительная демократия реализуется в парламентаризме, включающем различные виды представительства - территориальное, партийное, корпоративное и этническое.
Партисипаторная демократия (т.е. основывающаяся на непосредственном участии человека в политическом процессе) предполагает всестороннюю демократизацию общества, социальную эмансипацию и самоопределение личности. Согласно партисипаторным теориям, демократия должна быть везде - в семье, в школе, в вузах, на производстве, в партиях, в государстве. Это обеспечит максимальный учет интересов народа, прочную легитимацию власти; расширит интеллектуальный потенциал для принятия решений; предотвратит бюрократизацию и злоупотребления властью.
Существующая в развитых странах демократия совмещает идеи самоуправления и партисипации (главным образом на местном уровне, на производстве) с представительством (в масштабах всего общества). В целом это преимущественно репрезентативная демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и учитывающая некоторые христианские и коллективистские идеи.
В зависимости от того, как понимается народ — как совокупность индивидов, единое целое с доминирующим общим интересом или взаимодействующие группы со своими специфическими интересами, различаются индивидуалистические, коллективистские и плюралистические модели демократии.
Для индивидуалистической модели демократии характерны: признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства; ограничение компетенции государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан; ограничение власти большинства над меньшинством.
В своем классическом варианте индивидуалистическая модель представлена формой демократии, возникшей в XVIII—XIX веках под влиянием идеологов раннего либерализма Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Основные недостатки этой модели: узость сферы демократии и политического участия граждан, которая охватывает состоятельные слои населения; принижение роли государства в управлении обществом и обеспечении социальной справедливости; игнорирование коллективистской природы человека, его принадлежности к различным социальным группам.
Для коллективистских моделей демократии, претендовавших на роль альтернативы индивидуалистическим моделям, характерны: отрицание автономии личности; понимание народа как единого целого; отношение к оппозиции как патологии или врагу, подлежащему устранению; абсолютизация роли большинства в политическом процессе. Существенный вклад в создание коллективистских моделей демократии внесли Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс и В.И. Ленин. Марксистский подход к демократии основывается на идее отмирания государства и развития самоуправления трудящихся.
Попытки реализации коллективистских моделей демократии (прежде всего в «социалистических странах») приводили не к народовластию, а к появлению нового господствующего слоя - номенклатуры, к тоталитаризму. Оказалось, что власть народа (нации или класса) нельзя обеспечить без гарантий индивидуальной свободы, без признания и институционального закрепления прав личности. Вместе с тем коллективистские эксперименты обогатили теорию и практику демократии постановкой проблемы социального равенства и социальных прав личности.
В основе плюралистической модели демократии лежат следующие идеи: 1) реальным творцом политики является не личность и не народ, а заинтересованные группы; личность формируется в группах и с их помощью может выражать и защищать свои интересы; 2) общая воля народа является результатом конфликтного взаимодействия групп и компромиссов между ними; 3) соперничество и баланс групповых интересов — основа динамики политической власти; 4) государство обеспечивает социальную справедливость, выступает в качестве арбитра в межгрупповом соперничестве.
Плюралистическая модель сохраняет ценности либеральной демократии, но во многом идет дальше классического либерализма, отводившего государству роль «ночного сторожа», обеспечивающего лишь общественный порядок. Она предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты и разрешающих их на основе соглашений и компромиссов.
Такая модель демократии характерна для стран Запада, где существует политическая конкуренция объединений граждан, всевозможных ассоциаций, групп интересов, политических партий. Она рождает реальную политическую власть.
Известный американский политолог Р.Даль для обозначения функционирующей плюралистической модели демократии ввел понятие «полиархия» ( в переводе с древнегреческого «много главных», «власть многих») . В самом общем виде полиархия – это политический порядок, отличающийся двумя главными характеристиками – предоставлением гражданских прав значительной части населения и возможностью путем голосования смещать высших должностных лиц.
В настоящее время механизм властных отношений, основывающийся на принципах демократии, включает следующие элементы:
• законодательно закрепленные основные экономические, социальные и политические права человека;
• автономию личности, приоритет прав индивида над законами государства;
• наличие развитой системы представительства (парламентаризма);
• равные возможности политического участия и свободные выборы;
• доступность информации, осознание субъектами политики своих интересов;
• разделение властей и их относительную самостоятельность в рамках закрепленных полномочий;
• наличие легитимной оппозиции;
• верховенство принятого в установленном порядке закона;
• взаимную ответственность граждан и власти;
• разрешение возникающих конфликтов ненасильственными методами;
• признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.
В целом демократия представляет собой наиболее эффективную форму общественного устройства, создающую наилучшие возможности для развития личности и общества, для реализации гуманистических ценностей.
Несмотря на все успехи, в глобальном масштабе перспективы демократии западного образца весьма неопределенны. Во многих регионах ее ценности и институты либо рассматриваются как чуждые, не отвечающие национальному опыту населяющих их народов, либо воспринимаются поверхностно, формально, маскируя авторитарные и недемократические режимы. Институты демократии могут причудливо сочетаться с архаическими традициями, как это имеет место в Индии, где механизм всеобщих демократических выборов уживается с кастовой системой. Демократический миропорядок может возникнуть на основе взаимодействия различных моделей демократии.
В утверждении и развитии демократии ограниченную роль играет внешний фактор. Демократию невозможно экспортировать в государства, где отсутствуют предпосылки для формирования демократической системы правления. Навязанная демократия по своей сущности антидемократична. Демократическое устройство жизнеспособно, если формируется на национальной социокультурной почве, является закономерным следствием гуманизации общества.
Перспективы российской демократии зависят от сроков и темпов формирования таких ее атрибутов, как законопослушность населения, обеспеченность гражданских прав и свобод, полноценное разделение властей, эффективная многопартийность, независимый и компетентный суд. Эти атрибуты могут стать реальностью при условии социального структурирования общества и прежде всего консолидации среднего класса, по мере приобщения большинства населения к ценностям демократии и осознания ее как организованной свободы, т.е. обеспеченной индивидуальеой и коллективной ответственностью. Политика власти должна способствовать вызреванию демократии и расширению ареала ее институтов.
У11. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ
- Н.М.Сирота
- 1. Политическая наука как область гуманитарного знания
- 11. Природа политики
- 111. Человеческое измерение политики
- 1Х. Политические изменения
- Введение
- 1. Политическая наука в системе гуманитарного знания
- 1 Предмет политической науки
- 2 Становление политической науки
- 3 Российская политическая наука
- 11. Природа политики
- 1 Политика как социальное явление
- Взаимосвязь политики с экономикой и правом
- 3 Политика и мораль
- 3 Политические отношения
- 5 Политическое прогнозирование
- 111. Человеческое измерение политики
- 1.Человек как первичный субъект политики
- 2. Политическое сознание
- 1У. Формы политической активности
- 1. Политическое поведение и политическая деятельность
- 2. Насилие и ненасилие в политике
- 3.Экстремизм и терроризм
- У. Политическая власть
- 1. Власть и властные отношения
- 2. Власть в гражданском и политическом обществе
- 3. Власть и оппозиция
- 4. Роль элит в осуществлении политической власти
- 5. Политическое лидерство: понятие, типы, функции
- У1. Политические системы и режимы
- 1. Политическая система: понятие, структура, функции
- 2. Политический режим: определение, типология
- 3. Демократия: сущность, формы, модели
- 1. Государство как политический институт
- 2. Политические партии и партийные системы
- 3.Группы интересов
- 4. Выборы и избирательные системы
- У111. Социокультурные аспекты политики
- 1. Политическая культура: понятие, типы
- 2. Политическая социализация
- 3. Политические идеологии современности
- 1Х. Политические процессы
- 1 Сущность и структура политических процессов
- 2. Политические конфликты и механизм их разрешения
- 3. Война как форма политического конфликта
- 1. Мировая политика и международные отношения
- 2.Теоретические школы в исследовании мировой политики
- 3.Геополитическое направление в изучении международных отношений
- Примерная тематика рефератов (контрольных работ)
- Словарь терминов
- Тестовые контрольные вопросы
- 27. По какому критерию политические конфликты различаются на агонистические и антагонистические:
- 28. К какой подсистеме межгосударственных объединений относится Европейский Союз:
- 29. Кем из геополитиков было разработано «морское» направление этой науки:
- 30. Какая геостратегия для России является оптимальной:
- «Политология»
- Дополнительная История политических учений: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
- Вспомогательная