3. Власть и оппозиция
Политика в силу самой своей природы предполагает различие мнений, позиций и интересов ее субъектов. Это обстоятельство порождает проблему взаимоотношений между силами, находящимися у власти, и теми, кто стремится овладеть властью. Применительно к последним используется термин «оппозиция».
Проблема оппозиции в отечественном обществоведении пока малоисследованна. Это объясняется тем, что монополия КПСС на власть сопровождалась подавлением всякого инакомыслия, или так называемого диссидентства. В официальной пропаганде семидесятых-восьмидесятых годов одним из центральных был тезис об идейном и морально-политическом единстве советского народа. Оппоненты власти третировались как отщепенцы, противопоставляющие себя обществу.
В обстановке углубляющегося кризиса коммунистического режима оппозиция, прежде всего правозащитники, подвергались репрессиям, но тем не менее оставалась существенным фактором общественной жизни. Социологические исследования свидетельствуют о том, что взгляды диссидентов в той или иной мере разделяла значительная часть общества. Преследование же оппозиции властями делало невозможным исследование этого феномена.
В настоящее время в стране узаконена деятельность многих партий, организаций, общественных движений. Оппозиция является частью демократического процесса. Поэтому закономерно внимание исследователей к феномену оппозиции, появление публикаций.
Можно предложить следующее определение оппозиции. Это – противостояние различных субъектов общества государственной власти, не учитывающей их интересы во внутренней и внешней политике. Такими субъектами могут быть классы, слои, социальные группы, партии, движения, отдельные индивиды.
Оппозиция представляет собой объективное явление общественной жизни, порождаемое разделением труда, социальной структурой, уровнем жизни различных групп населения, дифференциацией их потребностей, интересов и целей.
Чем выше уровень поддержки власти со стороны населения, чем она легитимнее, тем ограниченнее масштабы и влияние оппозиции. Наличие в демократических странах многочисленного «среднего класса», заинтересованного в стабильности, делает невозможным возникновение массовой оппозиции.
Оппозиционные действия активизируются, как правило, в периоды войн. экономических кризисов, глубоких общественных преобразований. Экономические потрясения, массовое обнищание стимулируют недовольство населения, питают его оппозиционность.
Взаимоотношения между властью и оппозицией зависят от характера политической системы. В тоталитарной и авторитарной политических системах они антагонистичны. И власть и оппозиция не признают право друг друга на существование. Власть подавляет и преследует оппозицию. А оппозиция стремится свергнуть существующую власть. В этом случае политика становится сферой жесткого противостояния власти и оппозиции.
В демократических политических системах существует возможность конструктивного взаимодействия политических сил, находящихся у власти, и противостоящих им сил. Оппозиция может использовать различные формы влияния на власть.
Существуют разные критерии для классификации оппозиции.
По характеру требований к власти различаются оппозиция умеренная и радикальная. Умеренная оппозиция функционирует в рамках существующей системы, а радикальная стремится ее ликвидировать, заменив иной, отвечающей ее собственным представлениям.
В зависимости от содержания политического курса оппозиция может быть конструктивной и деструктивной. Первая формулирует содержательные, деловые предложения, отвечающие национальным интересам. Действия второй носят разрушительный для общества характер.
В зависимости от условий функционирования различают оппозицию легальную, нелегальную и полулегальную.
Легальная оппозиция соблюдает основные законы и принципы существующей политической системы, считает неприемлемым использование силы для прихода к власти. Ее представители открыто и активно участвуют в политической жизни общества. Формы такого участия многообразны: избирательная деятельность, критика правительственного курса, влияние на принятие политических решений, участие при определенных обстоятельствах в деятельности властных структур. Власть и оппозиция, несмотря на наличие очевидных противоречий, проявляют лояльность друг к другу, готовность к сотрудничеству и диалогу, особенно в кризисных ситуациях.
Нелегальная оппозиция действует вне рамок существующей политической системы, ее права и притязания не признаются властными структурами. По собственной инициативе или реагируя на репрессии со стороны власти, она использует насильственные средства борьбы.
Наконец, полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от прямого противостояния власти, но в то же время и не
сотрудничают с ней.
Проблема взаимоотношений власти и оппозиции остроактуальна для посттоталитарных государств. В этих государствах власти противостоят силы реставраторской направленности и демократические оппоненты проводимому курса. В отношении каждого из этих видов оппозиции власть должна избрать оптимальную линию поведения, которая обеспечила бы гражданское согласие с целью успешного осуществления реформ и интеграции модернизируемых структур в сообщество демократических государств.
- Н.М.Сирота
- 1. Политическая наука как область гуманитарного знания
- 11. Природа политики
- 111. Человеческое измерение политики
- 1Х. Политические изменения
- Введение
- 1. Политическая наука в системе гуманитарного знания
- 1 Предмет политической науки
- 2 Становление политической науки
- 3 Российская политическая наука
- 11. Природа политики
- 1 Политика как социальное явление
- Взаимосвязь политики с экономикой и правом
- 3 Политика и мораль
- 3 Политические отношения
- 5 Политическое прогнозирование
- 111. Человеческое измерение политики
- 1.Человек как первичный субъект политики
- 2. Политическое сознание
- 1У. Формы политической активности
- 1. Политическое поведение и политическая деятельность
- 2. Насилие и ненасилие в политике
- 3.Экстремизм и терроризм
- У. Политическая власть
- 1. Власть и властные отношения
- 2. Власть в гражданском и политическом обществе
- 3. Власть и оппозиция
- 4. Роль элит в осуществлении политической власти
- 5. Политическое лидерство: понятие, типы, функции
- У1. Политические системы и режимы
- 1. Политическая система: понятие, структура, функции
- 2. Политический режим: определение, типология
- 3. Демократия: сущность, формы, модели
- 1. Государство как политический институт
- 2. Политические партии и партийные системы
- 3.Группы интересов
- 4. Выборы и избирательные системы
- У111. Социокультурные аспекты политики
- 1. Политическая культура: понятие, типы
- 2. Политическая социализация
- 3. Политические идеологии современности
- 1Х. Политические процессы
- 1 Сущность и структура политических процессов
- 2. Политические конфликты и механизм их разрешения
- 3. Война как форма политического конфликта
- 1. Мировая политика и международные отношения
- 2.Теоретические школы в исследовании мировой политики
- 3.Геополитическое направление в изучении международных отношений
- Примерная тематика рефератов (контрольных работ)
- Словарь терминов
- Тестовые контрольные вопросы
- 27. По какому критерию политические конфликты различаются на агонистические и антагонистические:
- 28. К какой подсистеме межгосударственных объединений относится Европейский Союз:
- 29. Кем из геополитиков было разработано «морское» направление этой науки:
- 30. Какая геостратегия для России является оптимальной:
- «Политология»
- Дополнительная История политических учений: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
- Вспомогательная