logo
Основы политической науки

2. Политические партии и партийные системы

Политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и стремящаяся реализовать их путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Структуру политических партий составляют: лидеры, партийный аппарат, идеологи партий, партийный актив, рядовые члены партий, в случае успеха на выборах — группы парламентариев и членов правительства, которые нередко становятся вторым руководящим звеном партий. Социальная база партий - их сторонники, партийный электорат.

Важнейшие функции партии:

• агрегирование и представительство социальных интересов;

• выработка программных установок и политической линии;

• формирование общественного мнения, политическая социализация граждан;

• участие в борьбе за власть и ее осуществление, в формировании политической системы общества.

Основная политическая функция партий - борьба за власть и ее осуществление. В условиях современной демократизации эта функция включает в себя:

• участие в выборах органов центральной и местной власти;

• парламентскую деятельность партийных фракций;

• политическое рекрутирование;

• управление государством.

Партии классифицируются по следующим критериям:

1) исходя из природы социальной базы выделяют партии, представляющие интересы: отдельных классов (например, буржуазные, рабочие, крестьянские и т.д.); отдельных слоев и групп (например, интеллигенции, мелкой буржуазии, женщин, пожилых людей); этнических групп;

2) по основаниям их деятельности: прагматические (ориентированные на целесообразность), доктринальные (руководящиеся определенной идеологией), харизматические (объединяющиеся вокруг политических лидеров);

3) по отношению к существующему общественному строю и методам выполнения своей программы: консервативные (стремящиеся сохранить общественный строй); реформистские (ориентирующиеся на преобразование общественного строя при сохранении его основ); революционные (отвергающие существующий общественный строй); реакционные (ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю);

4) по характеру политических действий: умеренные, радикальные и экстремистские;

5) по месту в политическом спектре: правые (отстаивают сильное государство, охраняющее частную собственность), левые (ориентированные на общественную собственность, социальное равенство, выражение интересов трудящихся), центристы;

6) по отношению к режиму: правящие и оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные);

7) по отношению к другим элементам политической системы: демократические (толерантны к другим партиям и организациям, конкурируют с ними в рамках плюрализма), тоталитарные (стремятся к абсолютному подчинению других политических институтов), авторитарные (ограничивают политические свободы);

8) по организационному принципу и характеру членства: кадровые (малочисленные, отличаются свободным членством и функционируют исключительно для обслуживания выборов); массовые (централизованные образования с уставным членством, преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности, ориентированные на вовлечение в свои ряды максимального числа членов);

9) по способу связи с парламентской фракцией: мягкие (не требующие от депутатов обязательного выполнения партийных директив, в том числе при голосовании) и жесткие (предписывающие парламентариям обязательное солидарное голосование).

Приведенная классификация достаточно условна ввиду возможности оценки одних и тех же партий с различных позиций и по разным основаниям.

Взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними определяют понятием партийная система. Партийные системы структурируют социальные интересы, дают им возможность выразиться на местном и национальном уровнях. Существенное воздействие на формирование партийных систем оказывают конституция и действующее законодательство.

Партийные системы классифицируют по качественным характеристикам и по количественному составу.

В зависимости от характера режима выделяют демократические, тоталитарные и авторитарные партийные системы. С учетом характера межпартийных отношений различают конкурентные и неконкурентные партийные системы.

В зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее, в соответствии со схемой Дж.Сартори выделяют: однопартийные системы с монополией на власть одной партии в условиях тоталитарных режимов; системы с партией — гегемоном по отношению к другим партиям (в бывших социалистических странах Восточной Европы и в настоящее время в Китае); системы с доминирующей партией при малоэффективной оппозиции (в Японии — либерально-демократическая партия, в Индии — Индийский национальный конгресс, в Швеции — социал-демократическая партия); системы «двух партий с половиной», где перевес одной из ведущих партий обеспечивается благодаря коалиции с партией-балансиром (в Германии, Канаде, Австралии); системы ограниченного или умеренного плюрализма с несколькими партиями, неспособными самостоятельно завоевывать поддержку большинства избирателей и потому нуждающимися в партнерстве для создания коалиционных правительств (в Австрии, Бельгии, Нидерландах); системы крайнего (поляризованного) плюрализма с несколькими партиями, объединенными в крупные блоки право- и левоцентристской ориентации, и множеством партий с полярно противоположными ориентирами — анархисты, троцкисты, фашисты (во Франции и Италии); атомизированные партийные системы с десятками и даже сотнями партий (в Малайзии, Боливии).

В последние десятилетия в функционировании партийно-парламентского механизма стран Запада усиливались негативные тенденции, выявленные еще в начале XX века основоположниками современной партологии (науке о партиях) Р. Михельсом и М. Острогорским, — возрастание роли партийного аппарата в ущерб интересам рядовых членов, бюрократизация партийных структур, громоздкость партий, особенно массовых. В результате традиционные партии все больше теряют поддержку общественного мнения, сокращается число их сторонников, растет влияние партий движенческого типа — экологических, женских и прочих. Для новых партий характерны: гибкость и подвижность структур, отсутствие постоянного лидера, открытость и гласность внутрипартийной жизни, практический отказ от профессионального аппарата.

В целом партии как политический институт обеспечивают связь населения с государственными структурами, институционализируют политическое поведение граждан и заменяют стихийные формы общественной активности упорядоченными, находящимися под общественным контролем.

Формирование влиятельных партий, способных осуществлять функцию представительства интересов различных групп населения, является важным условием демократического развития России и обеспечения ее конкурентоспособности. Однако оно в любом случае не может повторить аналогичный процесс в странах Запада – и по причине самобытности национально-культурной традиции, и в силу необратимости исторического времени.