logo
Первый зачет-на пять !)

Формирование русской философии 14-16вв

В начале 16в монах Филафей провозглашает свою концепцию царю Василию 3, о том , что Москва – Третий Рим . основная мысль в том , что православие самое правильное направление христианства. Первый и второй Рим распались , третьему не бывать . первый , с распадом этой империи перестает быть центром христианства . Второй Р- потерял свое влияние на мировые процессы . Первый и второй распались , так как предали христианство . А третий , по мнению Фелафея , как хранитель православия будет жить вечно . А четвертому Риму не бывать.

С 16в начинается распространение русской религиозной миссионерской идеи , где основная миссия русского народа , провозглашение в их священности. Отсюда идея Святой Руси . Т.е. долг русского народа перед человечеством в сохранении религии и распространения православия.

В 1518г царь Василий 3 приглашает к себе в советники Максима Грека , выходца из Албании. М.Г. дает молодому царю Ивану4 советы , как организовать управление страной , советует придерживаться принципов справедливости, ответственности , призывал ликвидировать монастырскую собственность , подвергая критике стремление накопления богатства , осуждал роскошную жизнь. Близких взглядов М,Г, придерживался Нил Ссорский . в этот период большое влияние на формирование русс. Фил. Мысли оказал исихазм-(спокойствие ) отрешенность от мирской суеты , освобождение , представителями были : Григорий Силанд ,Григорий Полама , кот-е стояли на позициях аскетического положения жизни. Добродетель по их мнению имеет место тогда , когда душа нах. в состоянии нравственной чистоты, когда сила воли человека противостоит ему, когда человек способен подчинить свои страсти, обуздать потребности тела.

В традициях исихазма происходит раскол и появляется два направления Иосифляне ( Во главе Иосиф Болоцкий) и Нестяжатели. (во гл.Нил Ссорский) В основе спора стоял вопрос об отношении к церковной земле . Ссорский требовал , что бы церковь отказалась от своих богатств . смысл жизни человека он видит во внутреннем совершенстве. Болоцкий стоял за то , что бы сблизить церковь и гос-во. В 16-17в отношение гос-ва и церкви выходит на передний план.

По мнению патриарха Никона церковная власть осуществляется от имени Бога , она равносильна Солнцу , а царская власть равносильна Луне , т.к она отображает лишь лучи Солнца. Никон в сер. 17в производит реформу , порождает раскол и противостояние. Аввакум не согласен с реф. Никона и отделяются старообрядцы , которые в большей степени верили в утопию Святой Руси , а так же выражают недовольство крепостного права.