2.3 Философия Сковороды
Учение Сковороды о человеке опирается на понятие «внутреннего человека», которое в учениях восточных отцов церкви говорит о человеке как единении сердца и ума (См.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Мистическое богословие. Киев, 1991), а также на понятие «сродства», которое позже получило развитие у славянофилов и характеризовало целостное отношение человека к миру. Обращение к внутреннему человеку выделяет особое исследовательское поле, в котором всесторонне выясняются феномен человека эмпирического, сущность человека внутреннего и принцип «познай самого себя», который направлен на то, чтобы «вырвать сердце из клейкой стихийности мира».
В основании метафизики человека Сковороды лежит противопоставление внешнего и внутреннего, что в целом традиционно как для религиозной антропологии, так и для антропологических идей, современных Сковороде. Формирование антропологической парадигмы на Западе связано с преодолением этого противопоставления, что, в частности, отмечал А. Гелен в своей статье «О систематике антропологии» (Проблема человека в западной философии. М., 1988). Но если философы XVII–XVIII вв. искали основание связи внешнего и внутреннего, способов проявления одного в другом, если христианская антропология, следуя догмату, аксиологически подчиняла внешнее (тело) внутреннему (душе), то Сковорода, оставаясь в традиции своего века, понимает это отношение несколько иначе: внешнее таит в себе внутреннее, скрывает его. Такое понимание явно несет в себе момент мистической трактовки, но для Сковороды такое понимание отношения внешнего и внутреннего имеет методологический смысл: то, что утаивает, берется им в жизненной полноте, хотя и понимается им как «неистинная» целостность. Таким образом, уже у самых истоков русская философия оказывается в позиции отличной от позиции рационализма западноевропейской философии.
В анализе человека Сковорода высвечивает две стороны проблемы его бытия. С одной стороны, он рассматривает человека в контексте структуры бытия, объявляет его одним из миров с микрокосмом. Но, взяв человека как микрокосм, философ приходит к необходимости рассмотреть связь этого микромира и макромиром. Для Сковороды это связь мистическая, поэтому она дается либо как откровение Бога человеку, либо как устремление человека к Богу на дороге самопознания. Здесь важно то, что эта связь, как подчеркивают исследователи творчества Сковороды (Эрн, Чижевский, Зеньковский и др.), может быть осмыслена только как символический мир, что и делает Сковорода в своем учении о Библии и архетипе Наркисса. С другой стороны, сокровенный характер этой связи вводит в философствование Сковороды, как бы мы теперь сказали, экзистенциал надежды. Надежда найти себя, истинно постичь жизнь, т. е. стать счастливым, и тем самым избежать «тлени» – вот второй аспект анализа человека у Сковороды и предмет хорошо разработанных им педагогических идей. Таким образом, положение человека в мире, по Сковороде, имеет два выражения: объективное – в структуре мира, и субъективное – для себя.
2.4
- 1 Тема, 1 пункт: Особенности русской философии. ( рф(м)-русская ф-я (мысль) )
- 1.2 Русская идея, основная философская проблема
- 1.3. Предыстория рус.Философии(10-13в)
- Формирование русской философии 14-16вв
- 2 Тема, 1 пункт: Развитие рф 18 века в светском напр ( п-с секуляризации)
- 1 Рус историк, автор « Ист России. ,философ., 1 из 1-х просветителей
- 2.2 Философия и научные взгляды Ломоносова.
- 2.3 Философия Сковороды
- Философские и общественно-политические взгляды Радищева
- 3.4. . Почвеничество как разновидность славянофильства, культурно-историческая концепция Данилевского и Леонтьева.
- Ориентиция России на Западников
- Белинский
- Герцен. И Концепция русского социализма
- 4.1 Философия Гоголя
- 4.3. Философские взгляды Достоевского.
- Философские учения Льва Толстого.
- Соловьев-создатель философии всеединства.
- Соловьев учение о мире и абсолюте
- 5.3. Теория целостного знания в. Соловьева.
- 1 И главной способностью ч-ского существования считает способ-ть его к философскому мышлению.
- Философия Чернышевского
- 6.3. Философские взгляды народников (Ткачев, Лавров, Михайловский).
- Анархизм бакунина и кропоткина
- 7.1. Возрождение русской религиозной философии в начале 20 века.
- Экзистенцианализм и иррационализм Шестова
- Философия общего дела Федорова
- 8.3. Философия природы Циалковского.
- Тема № 9 ,
- 9.1 Вернадский о взаимосвязи жизни с космосом и о биосфере и ноосфере
- 1856-1918 – Плеханов пропагандист Марксизма.
- В 1902 г разраб-т р-работу рсдпр (Российская социал-демократическая рабочая партия.
- 10 Тема 2 пункт