7.1. Возрождение русской религиозной философии в начале 20 века.
Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям. Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.
Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической традиции европейской мысли.
Социально-политические трансформации, произошедшие в России в начале XX века и вылившиеся в революционные выступления 1905-1907 годов, затронули и сферу духовной жизни. Наиболее значительным явлением здесь было радикальное реформаторское движение в религиозно-философской области, получившее название "нового религиозного сознания". Сущность этого движения - в критике исторического христианства. "Новое религиозное сознание" возникло из глубокого недовольства существующими формами культуры, которые, по мнению интеллектуалов, объединившихся в "Религиозно-философское собрание", были враждебны человеку, "омертвляли" жизнь. В качестве преодоление кризиса предлагалось, в частности, создать "новую религию" за счёт синтеза античного язычества и первоначального христианства. Основные представители этого движения: Д.С.Мережковский, Н.А.Бердяев, З.Н.Гиппиус, В.В.Розанов. Духовным центром религиозно-философского Ренессанса считают Религиозно-философские собрания в Петербурге в 1901-1903 годах. Основные черты религиозно-философского Ренессанса * Символизм, то есть стремление выразить внутреннюю полноту жизни с помощью таки, присущих, прежде всего поэзии, свойств, как метафоричность, иносказательность. И религия и современное натуралистическое искусство, по мысли символистов, "убили Бога Живого". Именно символический синтез позволит, по мнению деятелей "нового религиозного сознания", религиозно осмыслить глубину человеческого бытия. * Антисекуляризм, проявившийся в негативном отношении к историческому, но не к первоначальному христианству. * Революционно-мистические настроения, выступающие в качестве движущей силы обновления. Мистический характер революционных настроений проявляется в том, что изменению подлежат не внешние формы жизни, а сознание. * Индивидуализм: стремление отыскать личность Бога, тайну личностного бытия. * Попытка подняться над борьбой политических партий, выработать некий "третий" путь в политике, искусстве, философии. * Апология творческого начала в человеке, утверждения о том, что только творчество может возвысить человека, реализовать потенциал его свободы.
- 1 Тема, 1 пункт: Особенности русской философии. ( рф(м)-русская ф-я (мысль) )
- 1.2 Русская идея, основная философская проблема
- 1.3. Предыстория рус.Философии(10-13в)
- Формирование русской философии 14-16вв
- 2 Тема, 1 пункт: Развитие рф 18 века в светском напр ( п-с секуляризации)
- 1 Рус историк, автор « Ист России. ,философ., 1 из 1-х просветителей
- 2.2 Философия и научные взгляды Ломоносова.
- 2.3 Философия Сковороды
- Философские и общественно-политические взгляды Радищева
- 3.4. . Почвеничество как разновидность славянофильства, культурно-историческая концепция Данилевского и Леонтьева.
- Ориентиция России на Западников
- Белинский
- Герцен. И Концепция русского социализма
- 4.1 Философия Гоголя
- 4.3. Философские взгляды Достоевского.
- Философские учения Льва Толстого.
- Соловьев-создатель философии всеединства.
- Соловьев учение о мире и абсолюте
- 5.3. Теория целостного знания в. Соловьева.
- 1 И главной способностью ч-ского существования считает способ-ть его к философскому мышлению.
- Философия Чернышевского
- 6.3. Философские взгляды народников (Ткачев, Лавров, Михайловский).
- Анархизм бакунина и кропоткина
- 7.1. Возрождение русской религиозной философии в начале 20 века.
- Экзистенцианализм и иррационализм Шестова
- Философия общего дела Федорова
- 8.3. Философия природы Циалковского.
- Тема № 9 ,
- 9.1 Вернадский о взаимосвязи жизни с космосом и о биосфере и ноосфере
- 1856-1918 – Плеханов пропагандист Марксизма.
- В 1902 г разраб-т р-работу рсдпр (Российская социал-демократическая рабочая партия.
- 10 Тема 2 пункт