Философия Чернышевского
Вслед за Герценом теорию русского, или крестьянского социализма разрабатывал Н.Г. Чернышевский (1829-1889). Он также считал возможным для России миновать капитализм, непосредственно перейти к социализму. К такому убеждению его приводил анализ поземельных отношений на Западе, который он осуществил на основе гегелевской диалектики. Чернышевский высоко ценил идею немецкого философа о том, что высшая степень развития по форме сходна с его началом.
Чернышевский по существу отстаивал не прогресс, а "охранение"; его общинный социализм, выведенный на основе гегелевской триады, предполагал удержание России в "первобытном состоянии", отбрасывая "средние моменты", т.е., собственно, цивилизацию.
Очевидно, насколько упрощенно воспринимал Чернышевский философию. Он видел в ней лишь приемы аргументации, отстаивания своих идеологических убеждений. Философия у него не знает истории, не развивается, а лишь переходит из одной формы в другую, и каждая новая система полностью опровергает предыдущую.
Согласно воззрениям революционера-демократа, нравственный мир, как и физический, подчинен закону причинности. Все происходящие в нем явления взаимосвязаны между собой и строго детерминированы природой человека. Мышление состоит в отборе ощущений и представлений, которые "соответствуют потребности мыслящего организма в данную минуту", а действия или поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением. Каждый "человек любит прежде всего сам себя", заботится и думает о своих выгодах больше, нежели о других; "словом сказать, ... все люди эгоисты". Всеми ими движет желание добра для себя, и в этом смысле "добро есть польза". Разница между добром и пользой - чисто количественная: добро суть не что иное, как большая польза. А так как у всех желания одинаковы, то простая расчетливость и рассудительность обязывают умерить эгоизм, придать ему разумную форму.
По мнению русского мыслителя, противопоставление добра и пользы в старой этике проистекало из неверного представления о человеке как о существе дуалистическом, обладающем кроме реальной натуры еще и "другой натурой", т.е. особой, нематериальной душой. Новая же философия, основанная на антропологизме, исходит из выработанной естественными науками идеи о единстве человеческого организма; она "видит в нем то, что видят медицина, физиология, химия". Без особых затруднений разрешался и "головоломный вопрос: доброе или злое существо человек?". "...При первом приложении научного анализа, - писал Чернышевский, - вся штука оказывается простою до крайности. Человек любит приятное и не любит неприятного - это, кажется, не подлежит сомнению, потому что в сказуемом тут просто повторяется подлежащее: А есть А, приятное для человека есть приятное для человека, неприятное для человека есть неприятное для человека. Добр тот, кто делает хорошее для других, зол - кто делает дурное для других; кажется, это также просто и ясно. Соединим теперь эти простые истины и в выводе получим: добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим; злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятность себе из нанесения неприятности другим. Человеческой натуры нельзя тут ни бранить за одно, ни хвалить за другое; все зависит от обстоятельств, отношений, учреждений".
Для Чернышевского область нравственного - это лишь функциональный придаток физиологического, которое в свою очередь "запускается", приводится в действие социальным. Поэтому человек при одних обстоятельствах бывает добр, при других - зол. Чтобы направить его в сторону нравственного развития, необходимо прежде всего изменить реальные условия жизни, преобразовать социальность.
Предпринятый Чернышевским "научный анализ" нравственности, сильно стимулировавший рост революционных настроений в русском обществе, привел одновременно к размежеванию морали и политики. Чернышевский как бы награждал человека пожизненной индульгенцией, освобождавшей его от "внутреннего голоса", самооценки. Для такого человека страсть к разрушению превосходит страсть к творчеству, духовному совершенству. Он превращался исключительно в политическое существо, не связанное ни с какой традиционной моралью, ни с какой нравственной нормой.
На примере Чернышевского и его последователей, в числе которых были и русские марксисты, видно, что сам по себе гуманизм, сколь бы возвышенными не казались его стремления, еще не в состоянии облагородить человека, если его внутренние убеждения находятся в разладе с нравственностью, моралью. Он в конечном счете непременно приводит к нигилизму, причем не только социальному, но и духовному. А это уже тупик, высший предел самоутверждения человека, когда, по выражению Н.А. Бердяева, "гуманизм переходит в антигуманизм".
- 1 Тема, 1 пункт: Особенности русской философии. ( рф(м)-русская ф-я (мысль) )
- 1.2 Русская идея, основная философская проблема
- 1.3. Предыстория рус.Философии(10-13в)
- Формирование русской философии 14-16вв
- 2 Тема, 1 пункт: Развитие рф 18 века в светском напр ( п-с секуляризации)
- 1 Рус историк, автор « Ист России. ,философ., 1 из 1-х просветителей
- 2.2 Философия и научные взгляды Ломоносова.
- 2.3 Философия Сковороды
- Философские и общественно-политические взгляды Радищева
- 3.4. . Почвеничество как разновидность славянофильства, культурно-историческая концепция Данилевского и Леонтьева.
- Ориентиция России на Западников
- Белинский
- Герцен. И Концепция русского социализма
- 4.1 Философия Гоголя
- 4.3. Философские взгляды Достоевского.
- Философские учения Льва Толстого.
- Соловьев-создатель философии всеединства.
- Соловьев учение о мире и абсолюте
- 5.3. Теория целостного знания в. Соловьева.
- 1 И главной способностью ч-ского существования считает способ-ть его к философскому мышлению.
- Философия Чернышевского
- 6.3. Философские взгляды народников (Ткачев, Лавров, Михайловский).
- Анархизм бакунина и кропоткина
- 7.1. Возрождение русской религиозной философии в начале 20 века.
- Экзистенцианализм и иррационализм Шестова
- Философия общего дела Федорова
- 8.3. Философия природы Циалковского.
- Тема № 9 ,
- 9.1 Вернадский о взаимосвязи жизни с космосом и о биосфере и ноосфере
- 1856-1918 – Плеханов пропагандист Марксизма.
- В 1902 г разраб-т р-работу рсдпр (Российская социал-демократическая рабочая партия.
- 10 Тема 2 пункт