4.1 Философия Гоголя
Гоголь критически размышляет о западной культуре и утверждает, что в православной церкви имеет место возможность разрешения вставших перед человечеством вопросов. У Гоголя также как и впоследствии у других мыслителей мелькает идея об ином отличным от Запада пути России, поскольку дух православия совершенно иной, чем дух христианства западного образца. Тем самым Гоголь ставит вопрос об освящении всей светской культуры культурой православной, о чем ранее проповедовалось его предшественниками в прошлом веке.
Гоголь ставит вопрос перестройки всей культуры в духе православной религии и тем самым его можно назвать пророком православной культуры. Он первый начинает критиковать духовное мещанство и пошлость современности, которая с такой силой позднее была развита его последователями.
Мыслитель постоянно занят поисками спасения эстетического начала и тем самым навязывает теургическое видение проблемы. Он заявляет, что нельзя заниматься повторением Пушкина, то есть не следует творить искусство только ради искусства; творчество необходимо связать с человеческими качествами в борьбе за Царство Божье.
Эта позиция Гоголя выдвигает новые основы для идеологии и означает принятие нового свободного движения и культурного соединения с церковью. Конкретно за это взялись такие мыслители как Хомяков Киреевский.
Но прежде обратимся к двум ведущим противоборствующим силам, полностью сформировавшимся в середине XIX века.
Гуманизм Гоголя. В человеке доминирует эстетическое начало и с этим связывается естественный аморализм современного человека. Конечно, все, что беспокоило Гоголя, в настоящее время, относится к психологическим факторам. Эгоистическое начало изначально природой заложено в человеке, и если бы его не было, то тем самым человек не смог бы сохранить себя как особь. Необходимо не только защищаться от тех или иных внешних воздействий, но также использовать других индивидов с тем, чтобы взять у них то, что полезно для биологического и для иного развития и отдать им примерно такого же характера излишки. В силу этих соображений каждый индивид воспринимает другого индивида по своему образу и подобию. Поэтому различить добро в таком случае является проблематичным, поскольку те внешние действия, которые можно было бы отнести в к проявлению добра с точки зрения принимающего добро могут быть оценены совершенно иначе как выгоды, которые при этом преследует дающий добро.
Вот это трагическое противоречие эстетического и морального начала Гоголь всегда болезненно переживал.
Это ярко отражено в упоминавшейся уже повести «Невский проспект». Художник с глубокой верой в единство эстетического и морального начала вынужден покончить собой при обнаружении ее вопиющего несоответствия.
Гоголь о людях. Моральное сознание Гоголя характеризовалось остротой и напряженностью. Он носил в себе всю проблематику морального осознания этической проблемы. Он был одержим моральным идеалом и им же он воспринимался как нереальный и неестественный. Так, он мучительно переживал, обращаясь к теме являющейся основной для европейского и русского гуманизма – об отношении к людям как к братьям. Моральные принципы оказываются бессильными, поскольку душа движется к эстетической составляющей, а не на моральную сторону. Получается что душа – божье создание сама по себе не способна к подлинно моральному действию, то есть к любви, при которой можно любить все человечество, но тут же ненавидеть своего брата. Так он часто приводит мысль, что мы незаметно связаны со всеми людьми и все наши мысли и действия оказывают влияние на людей.
Тема морали, несмотря на всю ее значимость, тем не менее, не имеет какой либо жесткой опоры в душе человека. Как показывает Гоголь, страшно становится, что даже там где действительно имеет место подлинное добро, оно многими не воспринимается именно как добро.
- 1 Тема, 1 пункт: Особенности русской философии. ( рф(м)-русская ф-я (мысль) )
- 1.2 Русская идея, основная философская проблема
- 1.3. Предыстория рус.Философии(10-13в)
- Формирование русской философии 14-16вв
- 2 Тема, 1 пункт: Развитие рф 18 века в светском напр ( п-с секуляризации)
- 1 Рус историк, автор « Ист России. ,философ., 1 из 1-х просветителей
- 2.2 Философия и научные взгляды Ломоносова.
- 2.3 Философия Сковороды
- Философские и общественно-политические взгляды Радищева
- 3.4. . Почвеничество как разновидность славянофильства, культурно-историческая концепция Данилевского и Леонтьева.
- Ориентиция России на Западников
- Белинский
- Герцен. И Концепция русского социализма
- 4.1 Философия Гоголя
- 4.3. Философские взгляды Достоевского.
- Философские учения Льва Толстого.
- Соловьев-создатель философии всеединства.
- Соловьев учение о мире и абсолюте
- 5.3. Теория целостного знания в. Соловьева.
- 1 И главной способностью ч-ского существования считает способ-ть его к философскому мышлению.
- Философия Чернышевского
- 6.3. Философские взгляды народников (Ткачев, Лавров, Михайловский).
- Анархизм бакунина и кропоткина
- 7.1. Возрождение русской религиозной философии в начале 20 века.
- Экзистенцианализм и иррационализм Шестова
- Философия общего дела Федорова
- 8.3. Философия природы Циалковского.
- Тема № 9 ,
- 9.1 Вернадский о взаимосвязи жизни с космосом и о биосфере и ноосфере
- 1856-1918 – Плеханов пропагандист Марксизма.
- В 1902 г разраб-т р-работу рсдпр (Российская социал-демократическая рабочая партия.
- 10 Тема 2 пункт