9.2. Элементы теории международных отношений
Изначально, на рубеже ХХ века при изучении международных отношений в центр была поставлена проблема войны и мира, основная задача была найти пути и средства предотвращения войн или их скорейшего окончания. Эта проблема неотделима от межгосударственных отношений в целом. Именно они к началу 40-х годов заняли место в качестве объекта и предмета изучения. Однако реальная жизнь показала, что международные отношения не сводятся исключительно к государственным, что в мировой политике принимают активное участие негосударственные акторы, да и само государство не выступает единым монолитом. Поэтому и исследования МО, расширились, охватив множество других акторов и углубились в сферы внутригосударственных процессов и их выхода на международную арену.
Существуют различные подходы к толкованию термина «международные отношения». Дефиниции варьируют от конкретно дескриптивных: «МО - это совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими и политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле» до абстрактно концептуального: «МО - совокупность интеграционных связей, формирующих человеческое сообщество».
Одна из последних дефиниций, учитывающая современное состояние на мировой арене, предложена Н. Косолаповым: «Международными, в строгом смысле этого слова, в каждую конкретную эпоху объективно выступают отношения между внутренне оформленными организованными социально-территориальными системами во внешней для них, политически, властно и организационно не оформленной или слабо оформленной среде.» Такое определение опирается на системный подход и охватывает множество акторов, не ограничиваясь перечислением их, что дает возможность учитывать и перспективные изменения на внешнеполитической арене.
Термин «мировая политика» появляется в конце 1970-х годов. В рамках неолиберализма формируется научное направления, которое получило такое название. Первоначально на исследования в рамках мировой политики оказали влияние экономические процессы, связанные с мировыми кризисами, изменениями в мировой экономике. Позднее в рамках мировой политики были учтены достижения в области сравнительной политологии (исследования политических режимов), анализ феномена взаимозависимости, а также появление различных акторов на мировой арене и развитие транснациональных отношений.
Можно дать следующее определение мировой политики – это деятельность, взаимодействие различных акторов (государств, МНПО, индивидов, ТНК и др.) на международной арене, её влияние на процесс общемирового развития.
Основными акторами на международной арене являются государства. Только государства обладают суверенитетом, только у государств есть реальные возможности применять силу в международных отношениях. Однако, для полноценного анализа процессов, происходящих в рамках МО, следует учитывать плюрализм акторов. Сегодня мы не можем ограничиваться изучением поведения государств. В структуру МО все больше входят негосударственные участники. К ним относятся международные межправительственные организации (ООН, ЮНЕСКО, НАТО, ЕС, ЗЕС и др.), транснациональные корпорации (IBM, и т.п.), международные неправительственные организации («Гринпис», «Международная Амнистия» и др.), отдельные лица (например, мать Тереза). Среди акторов, оказывающих влияние на международный процесс можно также отметить и национально-освободительные движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные администрации.
Первым кто стал говорить о «раздвоенности» мира был Дж. Розенау. Он разделил поля межгосударственных взаимоотношений, где действуют законы классической дипломатии, и поля, охватывающие «акторов вне суверенитета», или негосударственных участников.
Сегодня мы стали свидетелями изменяющихся отношений в разных регионах мира. Показателен пример объединения Европы в Европейский Союз (ЕС). Унифицируется рынок труда и капитала, объединяются системы денежного обращения, вырабатываются идентичные законы в разных сферах жизни общества. При этом сохраняются традиции, язык, культура каждого из государств ЕС.
Существует много различных подходов к системному изучению МО. Это обуславливает и различную их типологию.
В зависимости от пространственно-географических характеристик выделяют общепланетарную международную систему и региональные подсистемы.
Выделяют также стабильные и нестабильные (революционные по определению С. Хоффмана) системы, конфликтные и кооперативные, открытые и закрытые.
Особый интерес представляет типология М. Каплана, получившая популярность на Западе. Свою концепцию он разработал в 1957 году в книге «Система и процесс в международной политике».
М. Каплан выделяет 6 типов международных систем.
Первый тип - «система баланса сил». По его мнения она существовала в XVIII, XIX веках и начале ХХ. Эта система характеризуется многополярностью. Здесь должно существовать не менее пяти держав, иначе она превратится в биполярную.
Второй тип - «гибкая биполярная система», которая, по мнению М. Каплана, существовала с 1945 г. Эта система характеризуется наличием двух доминирующих и противостоящих друг другу государств. Менее сильные государства вовлекаются в коалиции или блоки, которые контролируются одним из них. Внутреннее устройство блоков может варьировать от жестко иерархизированного и авторитарного, где воля лидера навязывается всем остальным, до почти свободной коалиции автономных стран. Значительным влиянием в такой системе пользуются негосударственные универсальные акторы - международные организации (Например, ООН).
По мнению Каплана, «гибкая биполярная система» отличается нестабильностью. Она неизбежно будет трансформироваться в один из двух других типов - «жесткую биполярную» или «униполярную» системы.
«Жесткая биполярная система» отличается от предыдущего типа тем, что блоки здесь более иерархизированы, исчезают неприсоединившиеся государства, а роль международных организаций крайне ограничена. Здесь высока степень применения вооруженной силы для разрешения возникающих конфликтов.
В «универсальной международной системе» напротив роль международных организаций приобретает глобальный характер. Эта система напоминает федеративное устройство, где глобальные международные организации берут на себя роль правительства. Такая система предполагает хорошо организованную и упорядоченную структуру управления в политической, экономической и административной сферах. Универсальный актор, это может быть ООН с сильно расширенными правами и полномочиями, разрабатывает правила и контролирует их соблюдение в рамках международных отношений.
«Иерархическая система» является по сути неким мировым государством, где все роли расписаны и каждая из стран занимает свою нишу в жесткой иерархии. Фактически национальные границы утрачивают свою разделительную функцию. Политика «делается» в едином центре и контролируется державой-гегемоном. Любые центробежные тенденции пресекаются.
Последний тип - «система единичного вето» - строится на принципе ответственности каждого государства за действия всех остальных. Здесь каждый из государственных акторов может блокировать общее решение, равно как и сопротивляться такой блокировке. При этой системе «каждый актор опирается на негативное золотое правило естественного права «не делай другим того, чего не желаешь себе». Такое поведение государств могло бы наблюдаться в случае всеобщего распространения ядерного оружия.
В реальной жизни существовали только две из предложенных - система баланса сил и биполярная система.
Структурный подход М. Каплана тяготеет к абстракции и обобщающим заключениям. Критика его теории опирается, в основном, на два положения. Во-первых, при данной типологии не учитывается влияние процессов внутри государств; во-вторых, в его международной системе доминирует поведение государств, а другим акторам достаются в лучшем случае второстепенные роли.
Однако, его теория положила начала структурному анализу международных систем. Даже его главный критик К. Уолтц, соглашается с тем, что в истории можно наблюдать два типа международных систем: мультиполярную систему, которая характеризовала межгосударственные отношения со времени Вестфальского Договора до второй мировой войны, и биполярную систему, которая пришла ей на смену. Большинство других исследователей придерживаются того же мнения.
Международные отношение - это не раз и навсегда застывшая структура. Субъекты МО находятся в постоянном взаимодействии и развитии. Конфликт на территории бывшей Югославии, вооруженное вмешательство в дела суверенных государств, переговоры в рамках ООН, подписание договоров о сокращении ядерного оружия, а также многие другие события на международной арене относятся к международным процессам. В основе международных процессов лежит взаимодействие между субъектами МО.
Американский политолог Д. Хелд считал, что основную форму политики в современном мире представляют борьба, сотрудничество и переговоры. Большинство исследователей разделяют его точку зрения, делая акценты то на значимости борьбы или конфликтов (Шеллинг, Рапопорт), то - на вопросах интеграции и сотрудничества (Митрани), то на переговорах (Фишер, Зартман, Берман, Луков). К перечисленным категориям М. Лебедева предлагает добавить «процесс выработки и принятия решений».
К международным процессам относятся: 1. Международный конфликт; 2. Сотрудничество; 3. Переговоры; 4. Процесс выработки и принятия решений.
1. Существует множество дефиниций понятия «Международный конфликт». Большинство исследователей делают акцент на участие государств в качестве сторон конфликта. Однако реальные процессы, происходящие на международной арене демонстрируют вовлеченность в конфликт негосударственных акторов. К числу международных политических конфликтов целесообразно отнести не только те, которые являются результатом политической деятельности государств и их объединений, но и обусловленные действиями других участников международных отношений, политическими аспектами любых (экономических, информационных, конфессиональных, культурных и т.д.) МО.
Существует несколько типологий международных конфликтов: в зависимости от количества участников - двусторонние и многосторонние; по географии охвата - региональные и глобальные; по времени протекания - краткосрочные и длительные; по уровню проявления враждебности - вооруженные и невооруженные; и др.
Среди особенностей международных конфликтов следует отметить их двойственный характер. Даже в условиях самого жесткого вооруженного конфликта существуют элементы сотрудничества (например, обмен военнопленными). Согласно мнению Дойтча, получившему распространение в теории МО, международные конфликты представляют собой ситуации со смешанными интересами, в которых интересы сторон одновременно совпадают и расходятся.
2. Международное сотрудничество отражает процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Сотрудничество не исключает возникновение разногласий и конфликтов между сторонами, однако предполагает, что они разрешаются в рамках дипломатических переговоров. Отношения сотрудничества включают двух и многостороннюю дипломатию, заключение договоров и союзов. В рамках этого процесса возникла целая система межгосударственных и негосударственных организаций. В качестве результата сотрудничества выступают интеграционные процессы, например, создание Евросоюза.
3. Сотрудничество и урегулирование конфликтов опираются на процесс переговоров. Переговоры в МО использовались с древних времен, однако усложнение системы МО в ХХ веке, обострение противоречий между государствами и имеющийся разрушительный военный потенциал сделали переговоры одним из основных международных процессов. Г. Моргентау в 1947 г. призывал строить взаимоотношения государств посредством дипломатии. В последующие годы многие исследователи занялись изучением этого процесса (С. Сиджел, Ч. Осгуд, Р. Фишер, М. Лебедева и др.).
Процесс переговоров проходит несколько стадий: подготовка к переговорам; процесс их ведения; анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.
Одна из особенностей международных переговоров состоит в том, что они, будучи частью МО, с одной стороны испытывают на себе их влияние, а с другой - сами воздействуют на международные отношения, во многом определяя и формируя их.
4. Процесс принятия политического решения несколько отличается от трех предшествующих процессов. Он включает те мотивы, которые побуждают участников вступать в конфликт или сотрудничать.
Процесс принятия политического решения может оказывать существенное воздействие на международные отношения и на судьбы людей. Например, принятие решения США и НАТО начать бомбежки в Югославии для решения проблемы косовских албанцев повлияло не только на ситуацию внутри Югославии, но и на регион (Европу) в целом.
В рамках многих школ и направлений проводятся исследования данного процесса. Говоря о тенденциях, характерных для данного процесса в конце ХХ века, следует отметить повышение цены ошибки за принятое решение (наличие оружия массового уничтожения), усиление информационного шума (обилие непроверенной и искаженной информации наравне с достоверными источниками), усиление влияния масс на выработку и принятие политических решений.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что международные отношения - сложная система глобальных взаимоотношений в обществе, характеризующаяся динамичностью, развитием, многосубъектностью, наличием различных акторов.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Государственное образовательное учреждение
- Высшего профессионального образования
- «Тверской государственный технический университет»
- Тема 1. Введение. Объект, предмет и метод политической науки.
- 1.1. Объект, предмет, структура и функции политологии
- 1.2. Роль и место политики в жизни современных обществ
- 1.3. Методология познания политической реальности
- Тема 2. Становление и основные этапы развития политической науки
- 2.1. Политическая мысль древнего мира
- 2.2. Политические учения средних веков и нового времени
- 2.3. Политическая мысль в России
- 2.4. Оформление политической науки
- Соотнесение взглядов к.Маркса и м.Вебера
- Тема 3. Власть и властеотношения: философский, теоретический и функциональный аспекты.
- Природа, сущность, особенности, понятие политической власти
- 3.2. Структура политической власти. Понятие легитимности и легальности политической власти
- Тема 4. Мир политического как сфера производства и функционирования политической власти. Политическая жизнь общества.
- 1. Понятие политики
- 2. Структура и функции политики
- 3. Границы политики в обществе
- Тема 5. Гражданское общество и политическая система.
- 5.1. Системный подход к изучению политики
- Структура и функции политической системы
- 5.3 Типы современных политических систем. Специфика политической системы современной России
- Тема 6. Государство и политические партии как основные элементы политической системы общества.
- 6.1. Происхождение, признаки, функции государства
- 6.3. Государство и гражданское общество
- 6.4. Партия как политический институт общества. Институционализация политических партий
- 6.5. Типология политических партий
- 6.6.Партийные системы и общественные объединения
- 1. Понятие «политическая элита», теории политической элиты
- 2. Понятие, признаки, типология политического лидерства
- Тема 7. Политические процессы и политические технологии
- Политические отношения: понятие и специфика
- 7.2. Сущность, структура и виды политического процесса
- Политическое участие
- 7.4. Процесс принятия политических решений
- Тема 8. Социокультурные и психологические аспекты политики.
- 8.1. Понятие политической идеологии
- 8.2. Основные идеологические течения в современном мире
- 8.3. Понятие политической культуры
- Тема 9. Мировая политика и международные отношения
- 9.1. Международные отношения: основные концепции
- 9.2. Элементы теории международных отношений
- 9.3. Современный этап системы международных отношений. Россия в мировой политике