6.6.Партийные системы и общественные объединения
Легально существующие в обществе партии образуют партийную систему. Партийная система представляет собой совокупность партий, взаимодействующих между собой и с другими институтами социума.
Партийные системы противостоят апартийным (беспартийным) формам организации политической власти. Политическая система исключает функционирование партий. Таких обществ в современном мире более двадцати (Иордания, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Оман, Бутан и др.)
Партийные системы типологизируются на основе количественных характеристик и на базе анализа качественных отношений между партиями и другими политическими институтами.
Политологи выделяют монопартийную (однопартийную, неконкурентную) партийную систему. Можно рассмотреть несколько видов монопартийной системы. Первый вид монопартийной системы отличается тем, что единственная партия является реальным институтом политической власти в обществе.
К специфическому варианту монопартийной системы следует отнести «квазимногопартийную» (мнимо-, ложномногопартийную) систему. Наличие и действие нескольких партий в обществе не изменяют однопартийной сущности партийной системы. Единственная партия главенствует над другими партиями и движениями в политической системе общества. В КНР существует девять политических партий, но конституционно закреплена руководящая роль КПК в обществе и государстве. «Квазимногопартийность» порождает тенденцию к сращиванию партийной системы с государством , но не в такой степени, как при абсолютной монопартийности.
При монопартийности не устраняется присущий обществу идейный и политический плюрализм, а закрываются каналы, по которым могут циркулировать различные идеи в обществе. В результате в деятельности политических институтов усиливается бюрократизация, исчезает контроль над властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер.
Монопартийные системы не имеют широкого распространения в современном мире. Они сохраняются в КНДР, во Вьетнаме, на Кубе, в Лаосе, Камеруне, Габоне.
Многопартийные системы наиболее распространены и существуют во многих странах мира. Многопартийные системы можно назвать подлинными, если партиям обеспечена реальная возможность борьбы за государственную власть, за участие в системе органов законодательной, исполнительной, судебной власти государства. Это конкурентные состязательные партийные системы.
При рассмотрении этого типа партийной системы можно выделить систему с доминантной партией. Она отражает процесс длительного использования партией институтов государственной власти.
Доминантными партиями можно назвать Либерально-демократическую партию в Японии, Христианско-демократическую партию в Италии. Доминантные партии функционировали в Швеции, Мексике, Египте.
Двухпартийная система (бипартизм) означает, что две партии меняют друг друга в органах государственной власти в результате, как правило, очередных выборов. В обществе могут существовать и другие партии, но они не являются господствующими политическими силами.
Классическим примером двухпартийной системы может служить взаимодействие очень близких по своим социально-политическим и идейным основам Демократической и Республиканской партий в США. Двухпартийная система утвердилась в Великобритании, Австралии, Турции, Венесуэле.
Мультипартийные системы предполагают конкуренцию нескольких (трех, четырех и более) партий, возможность их участия в органах государственного управления в результате победы на выборах. Мультипартийная система сложилась в Бельгии, Нидерландах, Дании.
В политическом процессе партии взаимодействуют с общественными объединениями. Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.
Выделяют две основные формы общественного объединения - общественную организацию и общественное движение.
Общественной организации свойственны следующие признаки:
1) преднамеренность создания (сформирована с определенной, заранее установленной целью);
2) официальный характер создания;
3) формальное организационное единство на основе устава, устойчивость структуры, связей между членами организации;
4) система предписаний, позиций и ролей, нормативно зафиксированных и определяющих координацию действий членов организации.
Исходя из анализа признаков, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Среди общественных организаций следует различать политические и неполитические общественные организации.
Политические общественные организации создаются партиями. Политические общественные организации формально не входят в организационную структуру партии, но проводят ее политику среди разных групп населения и в той или иной мере подчиняются ее руководству. Например, одна из крупнейших партий Германии – Христианско-Демократический союз учредил восемь общественных организаций, которые призваны проводить политику партии среди молодежи, женщин, лиц наемного труда, средних слоев и др.
Уставы этих общественных организаций одобряются руководителями партии, организационная структура общественных организаций должна соответствовать структуре партии. Руководители общественных организаций назначаются с согласия лидера партии.
Помимо создания собственных общественных организаций политические партии в целях расширения своего влияния на различные слои общества и электоральной поддержки населения стремятся к сотрудничеству с неполитическими общественными организациями (профсоюзами, объединениями предпринимателей, ветеранов, ученых, писателей, артистов, церкви и др.).
Неполитические общественные организации являются элементом гражданского общества. Они создаются на основе инициативы граждан и призваны удовлетворять их потребности и интересы.
Данные организации могут выполнять политическую функцию, Они активно участвуют в политической деятельности в случае необходимости использования властных институтов при перераспределении экономических, социальных, духовно-информационных ресурсов (во время избирательных кампаний, в процессе лоббирования и др.).
В определенных случаях люди, стремящиеся реализовать свои интересы и участвовать в политической жизни общества, не хотят создавать собственные партийные организации, подчиняться строгой партийной дисциплине. Существующие в обществе партии также не пользуются их доверием.
В такой ситуации гражданами создаются общественные движения. Они представляют собой добровольные, самодеятельные объединения членов общества, которые создаются для достижения конкретных целей.
Указанные выше общественные объединения формируются, как правило, инициативными группами. Они нацелены на выполнение одной – двух задач, не имеют четкой политической идеологии. Движения могут объединять сторонников разных политических взглядов, которые не препятствуют реализации конкретных планов. Они основываются на коалиционных принципах. Это означает, что сохраняется самостоятельность всех составляющих движение организаций и групп.
Общественные движения не имеют четкой организационной структуры и строгой дисциплины. Они объединяют большое число участников, но не имеют формального членства. Движения могут быть длительными и кратковременными.
Цели участников общественных движений:
1) влияние на общественное мнение; например, разъяснение своей позиции в средствах массовой информации, листовках, выступлениях , встречах и др.;
2) воздействие на политику президентов, правительств, парламентов, органов местного самоуправления; деятельность частных лиц, для этого участниками движений организуются массовые манифестации и митинги, марши, сбор подписей, обращения, поезда мира и др.;
3) преобразование (ненасильственным путем) того общества, в котором живут.
В 90-е гг. ХХ в. в России начался переход от монопартийной к многопартийной системе. На состояние многопартийности влияла трансформация общества в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Многопартийность характеризовалась скорее количественными, нежели качественными признаками.
Политические объединения стали возникать в Российской Федерации в 1990 г.: появились Социал-демократическая партия России, Российское христианско-демократическое движение и другие. Процесс образования партий и общественно-политических движений продолжался и в начале 1999 г. Министерством юстиции было зарегистрировано 139 политических общественных объединений. В этом проявилась, по мнению В.И. Селютина, более « неупорядоченность, текучесть и бессистемность» политических отношений, чем политический плюрализм.
Стремление оказать влияние на политическую жизнь, в дальнейшем участвовать в выборах в парламент страны обусловило определенную структуризацию политических взаимодействий. Большинство из образовавшихся политических объединений сразу же вошло в блок «Демократическая Россия». Он был в оппозиции власти КПСС. Начало складываться подобие двухблоковой системы крайней поляризации.
К лету 1992 г. начали прорисовываться три крупных политических блока:
- либеральная коалиция «Демократический выбор» (поддерживала президента Б.Н.Ельцина);
- центристский «Гражданский союз» (позиция конструктивной критики президента и его политики);
- радикальная «непримиримая оппозиция», которую олицетворял Фронт национального спасения.
В декабре 1993 г. были проведены выборы в Государственную Думу, которые свидетельствовали о новом изменении партийной системы. В Думу вошло восемь партий и политических блоков, но никто из них не располагал большинством мест.
Через два года возникла идея создания двух проправительственных блоков (лево- и правоцентристского). Это была попытка создать двухпартийную систему умеренного плюрализма. Однако она не была реализована. На последующих выборах в Государственную Думу небольшому количеству партий и общественно-политических движений удавалось получить более пяти процентов голосов избирателей.
Последнее десятилетие отражало переходный период преобразования политической системы общества.
Многие организации, которые называли себя партиями, не обладали набором признаков, характерных для данного политического института. Они представляли собой протопартии (ее незрелую форму ).
Многие из них очень малочисленны. Деятельность многих партий сочетала прежние ценности, способы действий с новыми демократическими. Для них характерна организационная незрелость, отсутствуют, как правило, прочные связи партии с социальными слоями и группами.
Недифференцированность социальных интересов осложняет формирование идеологии, программы партии. Нередко большинство партий проявляли активность лишь в период избирательных компаний. Партии обычно создавались «сверху», когда популярный политик организовывал партию или общественно-политическое движение (так были созданы «Партия Российского единства и согласия», движение «Наш дом - Россия» и др.).
Укреплению влияния политических партий в российском обществе способствует федеральный закон «О политических партиях» 2001 г.
Политическая партия в России должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ. В субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.
В политической партии должно состоять не менее 10 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов РФ она должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. Региональные отделения партии создают её руководящие органы.
Не допускается создание партий по профессиональным, расовым, национальным или религиозным признакам. Партийная организация создается только по территориальному признаку и в своей деятельности не должна нарушать Конституцию РФ и ее законы.
После принятия учредительным съездом решения о создании партии она должна получить свидетельство о государственной регистрации. Членами политической партии могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные. Гражданин РФ может быть членом только одной политической партии.
Политическая партия имеет право свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, в выборах и референдумах, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие публичные мероприятия.
Партия может также создавать подконтрольные ей СМИ, образовательные учреждения дополнительного образования взрослых, вступать в объединения и союзы с другими партиями, общественными объединениями, защищать свои права, устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями, общественными объединениями иностранных государств. Партия вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Политические партии обязаны соблюдать Конституцию РФ, ее правовые акты, устав партии. Руководящие органы и структурные подразделения партий должны находиться на территории РФ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
- Министерство образования и науки российской федерации
- Государственное образовательное учреждение
- Высшего профессионального образования
- «Тверской государственный технический университет»
- Тема 1. Введение. Объект, предмет и метод политической науки.
- 1.1. Объект, предмет, структура и функции политологии
- 1.2. Роль и место политики в жизни современных обществ
- 1.3. Методология познания политической реальности
- Тема 2. Становление и основные этапы развития политической науки
- 2.1. Политическая мысль древнего мира
- 2.2. Политические учения средних веков и нового времени
- 2.3. Политическая мысль в России
- 2.4. Оформление политической науки
- Соотнесение взглядов к.Маркса и м.Вебера
- Тема 3. Власть и властеотношения: философский, теоретический и функциональный аспекты.
- Природа, сущность, особенности, понятие политической власти
- 3.2. Структура политической власти. Понятие легитимности и легальности политической власти
- Тема 4. Мир политического как сфера производства и функционирования политической власти. Политическая жизнь общества.
- 1. Понятие политики
- 2. Структура и функции политики
- 3. Границы политики в обществе
- Тема 5. Гражданское общество и политическая система.
- 5.1. Системный подход к изучению политики
- Структура и функции политической системы
- 5.3 Типы современных политических систем. Специфика политической системы современной России
- Тема 6. Государство и политические партии как основные элементы политической системы общества.
- 6.1. Происхождение, признаки, функции государства
- 6.3. Государство и гражданское общество
- 6.4. Партия как политический институт общества. Институционализация политических партий
- 6.5. Типология политических партий
- 6.6.Партийные системы и общественные объединения
- 1. Понятие «политическая элита», теории политической элиты
- 2. Понятие, признаки, типология политического лидерства
- Тема 7. Политические процессы и политические технологии
- Политические отношения: понятие и специфика
- 7.2. Сущность, структура и виды политического процесса
- Политическое участие
- 7.4. Процесс принятия политических решений
- Тема 8. Социокультурные и психологические аспекты политики.
- 8.1. Понятие политической идеологии
- 8.2. Основные идеологические течения в современном мире
- 8.3. Понятие политической культуры
- Тема 9. Мировая политика и международные отношения
- 9.1. Международные отношения: основные концепции
- 9.2. Элементы теории международных отношений
- 9.3. Современный этап системы международных отношений. Россия в мировой политике