2.2. Политические учения средних веков и нового времени
В средние века в Западной Европе возникла христианская концепция политики, которая постепенно вытеснила философско-этическую концепцию. Основоположником появившегося течения был Августин Блаженный (354-430), христианский мыслитель, один из «отцов церкви», признанный в католицизме святым, а в православии - блаженным. Основной труд, в котором изложены его политические взгляды – «О граде Божием».
В частности, в этом трактате он рассматривает два противоположных вида человеческой общности: «град земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе доведенной до презрения к Богу» и «град Божий» - духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». В средние века учение Августина о двух градах было воспринято, как апологетика теократии и использовано иерархами католицизма для обоснования притязаний духовной власти (католической церкви) на верховенство по отношению к власти светской (государство).
По Августину, насилие, всякое – от насилия над ребенком в школе, до государственного насилия, есть результат греховной испорченности человека. Оно достойно презрения, но – неизбежно, а потому необходима государственная власть. Государство рассматривалось им как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог.
Другим видным выразителем христианского понимания политики был Фома Аквинский (1225-1274), ученый-богослов. Главный труд, в котором он рассматривал вопросы политики – трактат «О правлении государей».
Фома Аквинский, вслед за Аристотелем, считал, что в людях изначально заложено стремление объединяться и жить в государстве, цель которого – «общее благо», обеспечение условий для достойной и разумной жизни.
Власть он трактовал как порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху иерархической пирамиды, движет низшими слоями населения. Такой порядок заведен Богом. Следовательно, власть имеет божественный характер и потому она всегда благо. Соответственно, всякое выступление против власти считается смертным грехом.
Способы и формы реализации власти, однако, зависят уже от людей и потому могут быть дурными и несправедливыми и потому, Фома Аквинский, с оговорками, но признавал право народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость.
С началом нового времени религиозная концепция политики довольно быстро потеряла свое влияние в науке, а затем и в практической политике. Им на смену неизбежно пришли новые идеи и концепции, в частности, возникла система взглядов на государство, общество, личность, которая получила название гражданской концепции. Ее отправной точкой являлся индивид-гражданин, а государство стало рассматриваться как независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей.
Основателем этой концепции, внесшим значительный вклад в развитие политической мысли был Никколо Макиавелли (1469-1527), итальянский общественный деятель, политический мыслитель и историк. Его главный труд, посвященный политической проблематике и получивший широкую известность, называется «Государь».
Макиавелли разработал метод прагматического подхода к политике, состоящего в постижении истинных обстоятельств, политической реальности. С помощью этого метода он анализировал политический опыт истории, дал реалистическую оценку власти, управления, характера государя. Он пришел к выводу, что политическая наука – наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.
По Макиавелли политику определяет не Бог, а практика, естественные законы жизни и человеческая психология.
Государство признается им высшим проявлением человеческого духа, а служение государству – целью, смыслом и счастьем человеческой жизни. Одновременно он обосновывал необходимость государства эгоистической природой человека и необходимостью ее насильственного обуздания.
Политический идеал Макиавелли – римская республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, умеющего сохранять внутренний порядок и распространять влияние на другие народы. Но республиканская форма правления не всегда возможна, так как нельзя сохранить свободные политические учреждения, если в народе не развиты гражданские добродетели. В трактате «Государь» описываются способы создания сильного государства в условиях, когда в народе отсутствуют эти добродетели.
Макиавелли считал, что все средства дозволены для достижения политических целей. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия или политику, пренебрегающую нормами морали при достижении политических целей.
Важный вклад в гражданскую концепцию политики внес английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Основные политические труды – «Левиафан», «О гражданине».
По мысли Гоббса, государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния общества, когда люди жили разобщено и находились в состоянии «войны всех против всех». Таким образом государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя или государственные органы были перенесены естественные права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу в обмен на закон. Единственная функция монарха –охранять закон. Пока он ее выполняет, подданные ему подчиняются.
Дальнейшее развитие гражданской концепции связано с именем английского философа и политического мыслителя Джона Локка (1632-1704). Его социально-политическая концепция изложена в «Двух трактатах о государственном правлении».
В своем втором трактате о государстве он впервые четко разделил такие понятия как личность, общество и государство. Личность он поставил выше общества и государства. Во многом по этому его считают родоначальником либерализма.
Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными правами. В отличие от теории государства Гоббса, он утверждал, что правительству передается только некоторая часть «естественных прав» и, в частности, отправление правосудия, внешних сношений и прочие, ради эффективной защиты всех остальных – свободы слова, веры и, прежде всего, собственности. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной власти. Правительство должно подчиняться закону. Народ же остается сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.
Существенный вклад в развитие политической мысли внес Шарль Монтескье (1689-1755), французский философ, писатель и историк. Важнейший его труд – книга «О духе законов». Главная тема его творчества – политическая свобода. Согласно Монтескье она состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. Он писал: «В государстве, т.е. в обществе, где есть законы свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принужденным делать то, чего не должно хотеть. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».
Среди достижений Монтескье необходимо назвать теорию разделения властей. Эту идею начинал в свое время разрабатывать еще Аристотель, над ней работал Локк и многие другие. Впервые она была реализована на практике в Англии в период правления Кромвеля. Заслуга Монтескье состоит в том, что он проанализировал и теоретически осмыслил британскую политическую систему, где был создан механизм разделения властей.
Он исходил из того, что политической властью всегда злоупотребляют и это – в природе человека. Поэтому верховенство права, на его взгляд, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга.
На рубеже XVIII-XIX вв. происходит трансформация гражданской концепции политики в социальную политическую концепцию. Эти изменения, в частности, проявились в смене приоритетов: отправной точкой политики провозглашается теперь не индивид, а социальная группа, например, класс или нация; при анализе государства акцент переносится с закона на историю – государство теперь рассматривается с точки зрения его развития; усиливается интерес к экономическим проблемам жизни.
К числу представителей данного течения относится французский мыслитель и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он, в частности, исследовал причины возникновения имущественного и социального неравенства между людьми с тем, чтобы найти пути его ликвидации. Выход, предложенный им, состоял в наделении всех людей относительно равной частной собственностью.
Важное место в его творчестве проблема государственной власти. Руссо высказал мысль о неправомерности власти, которая ополчается против народа и его жизненных интересов и обосновал право народа на революционное ниспровержение всякой антинародной власти.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Государственное образовательное учреждение
- Высшего профессионального образования
- «Тверской государственный технический университет»
- Тема 1. Введение. Объект, предмет и метод политической науки.
- 1.1. Объект, предмет, структура и функции политологии
- 1.2. Роль и место политики в жизни современных обществ
- 1.3. Методология познания политической реальности
- Тема 2. Становление и основные этапы развития политической науки
- 2.1. Политическая мысль древнего мира
- 2.2. Политические учения средних веков и нового времени
- 2.3. Политическая мысль в России
- 2.4. Оформление политической науки
- Соотнесение взглядов к.Маркса и м.Вебера
- Тема 3. Власть и властеотношения: философский, теоретический и функциональный аспекты.
- Природа, сущность, особенности, понятие политической власти
- 3.2. Структура политической власти. Понятие легитимности и легальности политической власти
- Тема 4. Мир политического как сфера производства и функционирования политической власти. Политическая жизнь общества.
- 1. Понятие политики
- 2. Структура и функции политики
- 3. Границы политики в обществе
- Тема 5. Гражданское общество и политическая система.
- 5.1. Системный подход к изучению политики
- Структура и функции политической системы
- 5.3 Типы современных политических систем. Специфика политической системы современной России
- Тема 6. Государство и политические партии как основные элементы политической системы общества.
- 6.1. Происхождение, признаки, функции государства
- 6.3. Государство и гражданское общество
- 6.4. Партия как политический институт общества. Институционализация политических партий
- 6.5. Типология политических партий
- 6.6.Партийные системы и общественные объединения
- 1. Понятие «политическая элита», теории политической элиты
- 2. Понятие, признаки, типология политического лидерства
- Тема 7. Политические процессы и политические технологии
- Политические отношения: понятие и специфика
- 7.2. Сущность, структура и виды политического процесса
- Политическое участие
- 7.4. Процесс принятия политических решений
- Тема 8. Социокультурные и психологические аспекты политики.
- 8.1. Понятие политической идеологии
- 8.2. Основные идеологические течения в современном мире
- 8.3. Понятие политической культуры
- Тема 9. Мировая политика и международные отношения
- 9.1. Международные отношения: основные концепции
- 9.2. Элементы теории международных отношений
- 9.3. Современный этап системы международных отношений. Россия в мировой политике