Учение ш. Монтескье о разделении властей.
Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов ( Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента - судебного учреждения ). В своей фундаментальной работе "О духе законов"(1748г. ) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, прийдя к выводу , что свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга. Как видно, цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.
Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, и в конечном итоге стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так как "реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие."
Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью". Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.
Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в трудах Ш.Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры.
Однако в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полувластью. Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии и приверженцев абсолютизма.
Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа".Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.
Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо о разделении властей обладали значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Они были направлены против королевского абсолютизма и служили обоснованием компромисса буржуазии и дворянства.
- Политология
- Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы.
- Предмет и объект политологии (анализ схемы).
- Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.
- Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Место и роль классов и социальных групп в политике
- Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Личность как первичный субъект и объект политики.
- Политическая власть, как общественное явление.
- Понятие и концепции власти. Легитимность власти.
- Подходы к определению власти
- Поведенческий
- Социологический
- Понятие и структура политической системы общества, ее социально-историческая обусловленность.
- Типология политических систем.
- Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства и признаки.
- Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
- Функцию обороны страны
- Марксизм о государстве
- Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
- Важнейшие права и свободы личности.
- Три лица законности: законность, суверенитет, власть.
- Политические партии и партийные системы
- Правящие, коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.
- Общественно-политические движения и организации
- Группы давления и общественно-политические движения.
- 2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:
- 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
- Политические элиты. Современные теории элит.
- Концепции элитообразования, циркуляции и смены элит.
- Политическое лидерство. Типология.
- Политическая культура, ее сущность и содержание.
- Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля.
- Основные политические идеи средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский).
- Учение н. Макиавелли в истории политической мысли.
- Гоббс, Локк, Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.
- Русская политическая мысль XVII-XIX века.
- Современная западная политология. Основные школы и течения.
- Политическая социология Мориса Дюверже.
- Взгляды Лассуэла – классика американской политической науки.
- Политический процесс. Сущность и структура.
- Принятие политических решений.
- Культура политической дискуссии.
- Проблема политического прогнозирования на современном этапе
- Основные этапы развития прогноза.
- Типология политических режимов.
- 1. Демократические режимы:
- Политическое развитие: понятие и критерии.
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Соотношение политического развития и модернизации.
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Три критерия политического развития
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Основные этапы эволюции теории политической модернизации
- Переход от авторитаризма к демократии.
- Политология как наука и учебная дисциплина
- Предмет, законы и категории политологии.
- Политика как общественное явление.
- Содержание мира политики.
- Ведущая роль современной зарубежной политики: школа политологов сша.
- Немецкая школа политической науки.
- Политическая школа Франции
- Методы и функции политологии.
- Место политологии в системе гуманитарных знаний.
- Концепция «общественного договора» и «естественного права» (т. Гоббс, Локк, ж.-ж. Руссо).
- Учение ш. Монтескье о разделении властей.
- Политическая власть: сущность и структура
- Механизм осуществления политической власти, (объяснить структуру народовластия в рф).
- Эффективность и легитимность власти, (объяснить структуру местного самоуправления в рф)
- Типы политического господства по Веберу
- Уровни легитимности власти
- Гражданское общество – понятие, структура, функции.
- Группы интересов: понятие, функции и типы. Лоббизм.
- 2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:
- 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
- Правящая элита и ее роль в политике
- Характер и тенденции изменения элиты советского/российского общества
- Политическое лидерство: природа, функции, типы и стили.
- Политический режим – понятие, типы.
- 1. Демократические режимы:
- 2.1 Тоталитаризм.
- 2.2.Авторитаризм.
- Тоталитаризм как исторический и политический феномен.
- Авторитарный политический режим