Концепция «общественного договора» и «естественного права» (т. Гоббс, Локк, ж.-ж. Руссо).
Чтобы понять содержание теорий общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые из известных концепций, в которых рассматриваются данные вопросы. Среди их множества следует выделить следующие:
1. Мнению Платона: общество и государство существенно не различались между собой. Государство было формой совместного поселения людей, обеспечивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд,
2. У Аристотеля впервые появляется четкое разделение понятий общества и государства. Он полагал, что государство воплощает в себе систему отношений особого типа - отношений господства и подчинения, которые он назвал политическими.
3. В средневековой Европе прочно утвердилось мнение о том, что государство есть результат творения бога, своеобразный договор бога и человека. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим,
4. В 17 - 18 вв. появляются теории, позже объединенные понятием теорий «общественного договора». Эти теории, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайно популярными и сохраняют свое значение поныне.
Томас Гоббс и его теория общественного договора:
Томас Гоббс (1588-1649),английский философ 17 века, в своем известном трактате "Левифиан, или материя ,форма и власть государства церковного и гражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на аргументах разума) форме.
По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ". В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение ,обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении .Это взаимное самоограничение и называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства ,по убеждению Гоббса ,должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.
Джон Локк об общественном договоре и естественном праве:
Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в.Дж.Локк (1632-1704). В работе "Два трактата о государственном правлении" он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех", Локк видит в первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми ,так возникает государство. Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк же акцентирует внимание на том, что люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами .Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства.
Локка часто относят к числу основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Взгляды Локка нашли яркое выражение в "Декларации независимости США" и в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции.
Теория общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо.
Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка. Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том ,что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать правителя, нарушающего условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые. Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.
- Политология
- Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы.
- Предмет и объект политологии (анализ схемы).
- Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.
- Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Место и роль классов и социальных групп в политике
- Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Личность как первичный субъект и объект политики.
- Политическая власть, как общественное явление.
- Понятие и концепции власти. Легитимность власти.
- Подходы к определению власти
- Поведенческий
- Социологический
- Понятие и структура политической системы общества, ее социально-историческая обусловленность.
- Типология политических систем.
- Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства и признаки.
- Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
- Функцию обороны страны
- Марксизм о государстве
- Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
- Важнейшие права и свободы личности.
- Три лица законности: законность, суверенитет, власть.
- Политические партии и партийные системы
- Правящие, коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.
- Общественно-политические движения и организации
- Группы давления и общественно-политические движения.
- 2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:
- 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
- Политические элиты. Современные теории элит.
- Концепции элитообразования, циркуляции и смены элит.
- Политическое лидерство. Типология.
- Политическая культура, ее сущность и содержание.
- Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля.
- Основные политические идеи средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский).
- Учение н. Макиавелли в истории политической мысли.
- Гоббс, Локк, Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.
- Русская политическая мысль XVII-XIX века.
- Современная западная политология. Основные школы и течения.
- Политическая социология Мориса Дюверже.
- Взгляды Лассуэла – классика американской политической науки.
- Политический процесс. Сущность и структура.
- Принятие политических решений.
- Культура политической дискуссии.
- Проблема политического прогнозирования на современном этапе
- Основные этапы развития прогноза.
- Типология политических режимов.
- 1. Демократические режимы:
- Политическое развитие: понятие и критерии.
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Соотношение политического развития и модернизации.
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Три критерия политического развития
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Основные этапы эволюции теории политической модернизации
- Переход от авторитаризма к демократии.
- Политология как наука и учебная дисциплина
- Предмет, законы и категории политологии.
- Политика как общественное явление.
- Содержание мира политики.
- Ведущая роль современной зарубежной политики: школа политологов сша.
- Немецкая школа политической науки.
- Политическая школа Франции
- Методы и функции политологии.
- Место политологии в системе гуманитарных знаний.
- Концепция «общественного договора» и «естественного права» (т. Гоббс, Локк, ж.-ж. Руссо).
- Учение ш. Монтескье о разделении властей.
- Политическая власть: сущность и структура
- Механизм осуществления политической власти, (объяснить структуру народовластия в рф).
- Эффективность и легитимность власти, (объяснить структуру местного самоуправления в рф)
- Типы политического господства по Веберу
- Уровни легитимности власти
- Гражданское общество – понятие, структура, функции.
- Группы интересов: понятие, функции и типы. Лоббизм.
- 2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:
- 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
- Правящая элита и ее роль в политике
- Характер и тенденции изменения элиты советского/российского общества
- Политическое лидерство: природа, функции, типы и стили.
- Политический режим – понятие, типы.
- 1. Демократические режимы:
- 2.1 Тоталитаризм.
- 2.2.Авторитаризм.
- Тоталитаризм как исторический и политический феномен.
- Авторитарный политический режим