Политическая власть: сущность и структура
Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества. Политическая власть – важнейший регулятор человеческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.
Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления:
Подход телеологический (с точки зрения цели). Характеризует власть, как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов. Представители этого направления, среди которых видное место занимает Бертран Рассел, трактуют власть довольно широко распространяя ее и на взаимодействие человека с природой.
Подход бихевиористский. Его представители: Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти.
Подход системный. Он возник в противовес бихевиористскому видению власти и исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей. Это во многом обусловливает относительность власти, т. е. распространенность на определенные системы.
Подход структурно-функционалистский. Власть рассматривается как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей.
Подход реляционистский (от французского слова «relation» – отношение) рассматривает власть как межличностное отношение, при котором один из участников оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть – это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.
В структурном отношении основными компонентами власти являются:
Субъект
Объект
Ресурсы
Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение.
Объект власти в свою очередь должен подчиняться, поскольку без этого условия просто не возникнет властного отношения. Власть - это всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).
Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличие или отсутствие у него авторитета.
Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Широко распространена их классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества:
Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.
Социальные ресурсы – способность изменения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Включают такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п.
Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна.
Принудительные (силовые) ресурсы – оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы – высших ценностей.
Интересна классификация ресурсов у Тоффлера. Он выделяет три основных ресурса власти: силу, богатство и знание. По его мнению в современном обществе решающим ресурсом являются знания, а сила и богатство отходят на второй план и утрачивают свое влияние.
Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.
Использование ресурсов власти приводит в движение всю ее структуру, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам); господство, руководство, организация и контроль. Как уже отмечалось, ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно - это приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и противоборству в этой сфере власти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление над ними социального контроля.
- Политология
- Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы.
- Предмет и объект политологии (анализ схемы).
- Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.
- Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Место и роль классов и социальных групп в политике
- Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Личность как первичный субъект и объект политики.
- Политическая власть, как общественное явление.
- Понятие и концепции власти. Легитимность власти.
- Подходы к определению власти
- Поведенческий
- Социологический
- Понятие и структура политической системы общества, ее социально-историческая обусловленность.
- Типология политических систем.
- Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства и признаки.
- Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
- Функцию обороны страны
- Марксизм о государстве
- Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
- Важнейшие права и свободы личности.
- Три лица законности: законность, суверенитет, власть.
- Политические партии и партийные системы
- Правящие, коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.
- Общественно-политические движения и организации
- Группы давления и общественно-политические движения.
- 2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:
- 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
- Политические элиты. Современные теории элит.
- Концепции элитообразования, циркуляции и смены элит.
- Политическое лидерство. Типология.
- Политическая культура, ее сущность и содержание.
- Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля.
- Основные политические идеи средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский).
- Учение н. Макиавелли в истории политической мысли.
- Гоббс, Локк, Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.
- Русская политическая мысль XVII-XIX века.
- Современная западная политология. Основные школы и течения.
- Политическая социология Мориса Дюверже.
- Взгляды Лассуэла – классика американской политической науки.
- Политический процесс. Сущность и структура.
- Принятие политических решений.
- Культура политической дискуссии.
- Проблема политического прогнозирования на современном этапе
- Основные этапы развития прогноза.
- Типология политических режимов.
- 1. Демократические режимы:
- Политическое развитие: понятие и критерии.
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Соотношение политического развития и модернизации.
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Три критерия политического развития
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Основные этапы эволюции теории политической модернизации
- Переход от авторитаризма к демократии.
- Политология как наука и учебная дисциплина
- Предмет, законы и категории политологии.
- Политика как общественное явление.
- Содержание мира политики.
- Ведущая роль современной зарубежной политики: школа политологов сша.
- Немецкая школа политической науки.
- Политическая школа Франции
- Методы и функции политологии.
- Место политологии в системе гуманитарных знаний.
- Концепция «общественного договора» и «естественного права» (т. Гоббс, Локк, ж.-ж. Руссо).
- Учение ш. Монтескье о разделении властей.
- Политическая власть: сущность и структура
- Механизм осуществления политической власти, (объяснить структуру народовластия в рф).
- Эффективность и легитимность власти, (объяснить структуру местного самоуправления в рф)
- Типы политического господства по Веберу
- Уровни легитимности власти
- Гражданское общество – понятие, структура, функции.
- Группы интересов: понятие, функции и типы. Лоббизм.
- 2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:
- 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
- Правящая элита и ее роль в политике
- Характер и тенденции изменения элиты советского/российского общества
- Политическое лидерство: природа, функции, типы и стили.
- Политический режим – понятие, типы.
- 1. Демократические режимы:
- 2.1 Тоталитаризм.
- 2.2.Авторитаризм.
- Тоталитаризм как исторический и политический феномен.
- Авторитарный политический режим