3 Критерия политического развития по Паю (сша)
Структурная дифференциация – отражает процесс усложнения социальных отношений, вследствие деятельности людей и появления новых групп интересов. Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований. Осуществить это возможно с помощью структурной дифференциации и высокой специализации функций институтов политической системы. Каждая политическая структура должна выполнять четко очерченную функцию и при этом составлять внутренне интегрированную систему. Подобного разделения труда между политическими структурами не существует в политически неразвитых обществах. Обычно все властные и управленческие функции в традиционных обществах сосредоточены в руках узкого круга лиц и институтов.
Возрастание способности системы к инновации мобилизации и выживанию. Для этого политическая система должна быть способна мобилизовать материальные и людские ресурсы для выполнения общезначимых целей. Ей необходимо развивать свою мобилизационную способность. Более сложные политические системы обладают значительным потенциалом к выживанию, поскольку располагают разнообразными каналами коммуникации и социализации (школа, вуз, церковь, армия и т. д.). Через эти каналы политическая система культивирует определенные образцы политического поведения и внушает доверие к власти, поддерживает веру в ее законность (легитимность) и справедливость.
Тенденция к равноправию проявляется в снятии всех ограничений (социальных, политических, национальных) на участие народа в политической деятельности, предоставление всем гражданам возможности свободного занятия государственных постов.
Политическое развитие в таком ракурсе рассматривается как приобретение политической системой новых позитивных качеств и новых возможностей (или совершенствование прежних).
Центральную роль в политическом развитии играет теория политической модернизации. Особый вклад в ее разработку внесли работы Алмонда, Пауэлла, Пая и Хантингтона.
Согласно их концепции политическая модернизация – это процесс изменения системных качеств политической жизни и функций институтов политической системы при переходе от традиционного общества к современному. При этом понятия «традиционное общество» и «современное общество» отражают разный уровень цивилизационной зрелости социальных систем, наличие разных механизмов социальной регуляции и адаптации, а также технологий социальных изменений. Таким образом, понятие политической модернизации является более узким по отношению к понятию политического развития. Политическая модернизация входит в политическое развитие, выступая в качестве функции.
Как показывает исторический опыт, развитие общества идет от простых к сложным структурам. Единства мнений относительно движущей силы процесса политической модернизации в западной политологии не существует, но наибольшим авторитетом пользуется основывающаяся на функциональном подходе позиция Г. Алмонда. и Л. Поя. Они считают, что политическая модернизация, как и политическое развитие требует постоянного совершенствования функций, которые должна выполнять политическая система для обеспечения стабильности и эффективности всего социального организма.
- Политология
- Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы.
- Предмет и объект политологии (анализ схемы).
- Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.
- Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Место и роль классов и социальных групп в политике
- Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Личность как первичный субъект и объект политики.
- Политическая власть, как общественное явление.
- Понятие и концепции власти. Легитимность власти.
- Подходы к определению власти
- Поведенческий
- Социологический
- Понятие и структура политической системы общества, ее социально-историческая обусловленность.
- Типология политических систем.
- Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства и признаки.
- Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
- Функцию обороны страны
- Марксизм о государстве
- Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
- Важнейшие права и свободы личности.
- Три лица законности: законность, суверенитет, власть.
- Политические партии и партийные системы
- Правящие, коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.
- Общественно-политические движения и организации
- Группы давления и общественно-политические движения.
- 2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:
- 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
- Политические элиты. Современные теории элит.
- Концепции элитообразования, циркуляции и смены элит.
- Политическое лидерство. Типология.
- Политическая культура, ее сущность и содержание.
- Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля.
- Основные политические идеи средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский).
- Учение н. Макиавелли в истории политической мысли.
- Гоббс, Локк, Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.
- Русская политическая мысль XVII-XIX века.
- Современная западная политология. Основные школы и течения.
- Политическая социология Мориса Дюверже.
- Взгляды Лассуэла – классика американской политической науки.
- Политический процесс. Сущность и структура.
- Принятие политических решений.
- Культура политической дискуссии.
- Проблема политического прогнозирования на современном этапе
- Основные этапы развития прогноза.
- Типология политических режимов.
- 1. Демократические режимы:
- Политическое развитие: понятие и критерии.
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Соотношение политического развития и модернизации.
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Три критерия политического развития
- 3 Критерия политического развития по Паю (сша)
- Основные этапы эволюции теории политической модернизации
- Переход от авторитаризма к демократии.
- Политология как наука и учебная дисциплина
- Предмет, законы и категории политологии.
- Политика как общественное явление.
- Содержание мира политики.
- Ведущая роль современной зарубежной политики: школа политологов сша.
- Немецкая школа политической науки.
- Политическая школа Франции
- Методы и функции политологии.
- Место политологии в системе гуманитарных знаний.
- Концепция «общественного договора» и «естественного права» (т. Гоббс, Локк, ж.-ж. Руссо).
- Учение ш. Монтескье о разделении властей.
- Политическая власть: сущность и структура
- Механизм осуществления политической власти, (объяснить структуру народовластия в рф).
- Эффективность и легитимность власти, (объяснить структуру местного самоуправления в рф)
- Типы политического господства по Веберу
- Уровни легитимности власти
- Гражданское общество – понятие, структура, функции.
- Группы интересов: понятие, функции и типы. Лоббизм.
- 2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:
- 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
- Правящая элита и ее роль в политике
- Характер и тенденции изменения элиты советского/российского общества
- Политическое лидерство: природа, функции, типы и стили.
- Политический режим – понятие, типы.
- 1. Демократические режимы:
- 2.1 Тоталитаризм.
- 2.2.Авторитаризм.
- Тоталитаризм как исторический и политический феномен.
- Авторитарный политический режим