6)Основные концептуальные подходы к пониманию сущности политики.
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие "Политика" привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания.
Укажем на некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.
Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек – существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе – в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или "общения" людей.
Позднее антропологические трактовки политики обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными определениями. Они акцентируют внимание на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус и др. Акцент на борьбе как основной форме политических отношений особенно был усилен в марксизме, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории.
В чем же состоит суть, специфика политических отношений как отношений между социальными группами? Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти – одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одной личности над массой и т.п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.
Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки, немецкий социолог М. Вебер подчеркивал, что политика "означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти (Вебер М. Избранные произведения. Определение политики через власть характерно для многих мыслителей – Н. Макиавелли, В. Парето, К. Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный.
Властные определения политики конкретизируются и дополняются с помощью институциональных определений. Последние рассматривают политику как сферу взаимодействия государства, партий, других общественно-политических институтов и структур, в которых воплощается и материализуется власть и политика. Данные политические институты возникают по мере осознания классами и другими социальными группами своих интересов для их представительства и защиты. Центральное место в политической системе общества занимает государство, представляющее собой универсальную политическую организацию, обладающую легитимным правом на принуждение. Как отмечал В.И. Ленин, самое существенное в политике – "устройство государственной власти" (Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.23. – С. 239). Политика предстает в этом случае как "участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства"
В современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.
Обладая таким свойством, как власть, политика имеет верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций – управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т.Парсонс, Д.Истон, Г.Алмонд и другие представители системного анализа. Т.Парсонс писал: "Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей".
Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними. Политика глубоко опосредована экономической сферой общества, экономическими отношениям и интересами, концентрированным выражением которых она является. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику и другие сферы общественной жизни. Тесная связь существует между политикой и моралью, политикой и культурой, политикой и идеологией, политикой и правом.
Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления. Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.
Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики.
Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.
- 1)Объект,предмет политологии.Ф-ции полит.
- 2)Методы исследования политологии.
- 3)Место политологии в системе социально-гуманитарного знания.Структура политологии.
- 4) Становление современной политологии как науки и учебной дисциплины
- 5)Политика как общественное явление.Ф-ции политики.
- 6)Основные концептуальные подходы к пониманию сущности политики.
- 7)Теории властигенеза и политогенеза в политической антропологии.
- 8)Власть как социальное явление.Основные теоретико-методологические подходы к определению власти.
- 11.Ресурсы основания власти
- 13.Проблема легитимности и легальности власти. Типы легитимности.
- 15.М.Вебер о государстве и особенностях современного государства.
- 16.М. Вебер о политических профессиях и особенности деятельности политика по призванию и профессии.
- 17. Вебер об этике убеждения(эу) и этике ответств.(эо)
- 19)Теории политической элиты в.Парето .Критерии отбора в политическую элиту. Роль “остатков” и деривации.
- 20)Теория политического класса Моски
- 21) Политические институты и сущность железного закона олигархии р.Михельс
- Вопрос 22. Современные концепции политической элиты. Определения, функции, структура политической элиты. Контрэлита и ее роль в политическом процессе.
- Вопрос 23. Типы политической элиты, механизмы рекрутирования политической элиты.
- 25)Модель политической системы д. Истона
- 26.Сущность структурно-функционального подхода к политике. Модель политической системы Алмонда.
- 27.Типы политических систем: многообразие подходов. Характеристика политических систем по политическим режимам
- 28)Тоталитарный режим и особенности его функционирования.
- 29)Авторитарный режим.
- 30)Государство как основной институт политической системы.Сущность, формы правления, формы государственного устройства.
- Вопрос 31. Основные теории происхождения государства
- 32.Понятие политической партии.Возникновение и этапы развития политических партий.Ф-ции политических партий.
- Функции политических партий:
- 33) Типы партийных систем.Типология политических партий по м. Дюверже.
- 34) Типы партийных систем. Cвязь с избирательных систем с партийными системами.
- 35.Сущность и назначение выборов. Принципы функционирования демократического избирательного процесса.
- 36) Избирательные системы:сравнительный анализ.
- 38)Основы принципы функционирования демократического режима.
- Вопрос 40.Политическое лидерство. Понятие и концептуальное осмысление. Теории политического лидерства.
- Вопрос 41.Типологии политического лидерства, функции политического лидера.
- 42)Политическая культура.Значение политической культуры для понимания политических процессов и функционирования политической системы.
- 43.Вклад Алмонда и Вербы в развитие теории политической культуры. Типология политической культуры.
- Вопрос 45. Политическая социализация.
- 46.Политическое участие.Типы политического участия.
- 48)Конфликты и согласия в политике.
- Вопрос 49. Современные теории политического развития. Модернизация: основные концептуальные подходы.
- 51)Политическое сознание и его структура.Политическая психология как часть политического сознания.
- 52.Политическая идеология:сущность и ф-ции.
- 53.) Геополитика. Основные геополитические концепции.
- 15.2. Современные тенденции развития мировой политики