46.Политическое участие.Типы политического участия.
Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Участие приобретает качество политического, когда личность, группа, слой, класс вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, носящий полит. характер. Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов как на местном уровне, так и в политической системе общества. Политическое участие зависит от политического режима. Так, в демократическом обществе, это участие – всеобщее, свободное, инициативное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Демократическое общество допускает такие формы протеста и несогласия как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки, направление петиций. Авторитарный режим часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки режима. Граждане вынуждены под страхом наказания и экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В диктаторско-тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками, по отношению к ним применяются репрессии. Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и т.д.. При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается. Тем не менее, представительное участие является единственно возможным в крупных политических системах. Типы политического участия. Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности. Эти и другие факторы влияют на то, становится или не становится человек частью некоего полит. целого. Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы:
- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;
- участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение;
- участие в деятельности политических и иных организаций;
- выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий;
- прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).
Эти типы участия весьма неравнозначны. Одни из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Если активность людей направлена на поддержание существующих порядков, то политическая система ее поддерживает. Если же отдельные группы требуют изменений, то правящие круги могут на них реагировать по-разному в демократических и недемократических странах, даже применяя насилие. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.
К формам политического протеста относятся такие действия, как политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны.
- 1)Объект,предмет политологии.Ф-ции полит.
- 2)Методы исследования политологии.
- 3)Место политологии в системе социально-гуманитарного знания.Структура политологии.
- 4) Становление современной политологии как науки и учебной дисциплины
- 5)Политика как общественное явление.Ф-ции политики.
- 6)Основные концептуальные подходы к пониманию сущности политики.
- 7)Теории властигенеза и политогенеза в политической антропологии.
- 8)Власть как социальное явление.Основные теоретико-методологические подходы к определению власти.
- 11.Ресурсы основания власти
- 13.Проблема легитимности и легальности власти. Типы легитимности.
- 15.М.Вебер о государстве и особенностях современного государства.
- 16.М. Вебер о политических профессиях и особенности деятельности политика по призванию и профессии.
- 17. Вебер об этике убеждения(эу) и этике ответств.(эо)
- 19)Теории политической элиты в.Парето .Критерии отбора в политическую элиту. Роль “остатков” и деривации.
- 20)Теория политического класса Моски
- 21) Политические институты и сущность железного закона олигархии р.Михельс
- Вопрос 22. Современные концепции политической элиты. Определения, функции, структура политической элиты. Контрэлита и ее роль в политическом процессе.
- Вопрос 23. Типы политической элиты, механизмы рекрутирования политической элиты.
- 25)Модель политической системы д. Истона
- 26.Сущность структурно-функционального подхода к политике. Модель политической системы Алмонда.
- 27.Типы политических систем: многообразие подходов. Характеристика политических систем по политическим режимам
- 28)Тоталитарный режим и особенности его функционирования.
- 29)Авторитарный режим.
- 30)Государство как основной институт политической системы.Сущность, формы правления, формы государственного устройства.
- Вопрос 31. Основные теории происхождения государства
- 32.Понятие политической партии.Возникновение и этапы развития политических партий.Ф-ции политических партий.
- Функции политических партий:
- 33) Типы партийных систем.Типология политических партий по м. Дюверже.
- 34) Типы партийных систем. Cвязь с избирательных систем с партийными системами.
- 35.Сущность и назначение выборов. Принципы функционирования демократического избирательного процесса.
- 36) Избирательные системы:сравнительный анализ.
- 38)Основы принципы функционирования демократического режима.
- Вопрос 40.Политическое лидерство. Понятие и концептуальное осмысление. Теории политического лидерства.
- Вопрос 41.Типологии политического лидерства, функции политического лидера.
- 42)Политическая культура.Значение политической культуры для понимания политических процессов и функционирования политической системы.
- 43.Вклад Алмонда и Вербы в развитие теории политической культуры. Типология политической культуры.
- Вопрос 45. Политическая социализация.
- 46.Политическое участие.Типы политического участия.
- 48)Конфликты и согласия в политике.
- Вопрос 49. Современные теории политического развития. Модернизация: основные концептуальные подходы.
- 51)Политическое сознание и его структура.Политическая психология как часть политического сознания.
- 52.Политическая идеология:сущность и ф-ции.
- 53.) Геополитика. Основные геополитические концепции.
- 15.2. Современные тенденции развития мировой политики