logo
polit_dlya_ekzam

17. Вебер об этике убеждения(эу) и этике ответств.(эо)

Всякое этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоп. максимам: оно может быть ориентировано на эу или на эо. эу - тип сознания (и действования), ориентир. на веру в самоценность собств. содержания убеждения, кт руководствуется этически действующий индивид. Акцентирует внутренний (идеальный) аспект. Содержание убеждения и его форма – переживание убежденности, убежденность как психологический аспект веры. Чел. чувствует себя ответственным лишь за то, чтобы не гасло пламя чистого убеждения,например, пламя протеста против несправедливости социального порядка. Разжигать его снова и снова - вот цель его совершенно иррациональных с точки зрения возможного успеха поступков, которые могут и должны иметь ценность только как пример. эо ориентируется на эмпирически фиксируемый «результат» этого действия, ответственность связывается прежде всего с этим результатом – со способностью индивида предвидеть и учесть его в своих действиях. Акцентирует внешний (реальный) аспект. Чел. отдает себе отчет в том, что за последствия своих действий придется расплачиваться.

Найти путь к взаимодействию двух этик под силу не каждому политику, а только "политику по призванию", т. е. проникнутому чувством своей особой миссии, несущему в себе заряд харизмы. Политика делается, правда, головой, но, само собой разумеется, не только головой". Наряду с чувством ответственности, точным глазомером, холодной головой в политике не обходится и без страсти.

эу разрушает политику, поскольку п. немыслима на основе принципа "все или ничего", без компромиссов, без тщательного взвешивания вероятных последствий. Однако из суждений Вебера следует, что могут возникнуть такие исторические ситуации, когда именно чувство ответственности побуждает занять позицию в соответствии с этикой убеждения.