logo
polit_dlya_ekzam

19)Теории политической элиты в.Парето .Критерии отбора в политическую элиту. Роль “остатков” и деривации.

Существенный элемент социальной системы составляет неоднородность по составу, которая определяется изначальным неравенством индивидов. Тем, кто имеет “высший показатель своей области деятельности, мы даем название элиты”. Элита — это избранная часть населения, остальная его часть лишь “приспосабливается к полученным от нее стимулам”. Сама элита подрзделяется на две части: одна прямо или косвенно принимает участие в управлении обществом (“правящая элита”) , а другая не участвует в управлении и вращается в художественной или научной сферах (“неуправляющая элита”).

Представители неэлиты могут подниматься вверх и пополнять ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, могут деградировать и опускаться в массы. Происходит циркуляция, или круговорот элит — процесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, который представляется Парето в виде пирамиды с элитой на ее вершине.

Продвижение людей наверх обусловлено комбинацией различных черт и способностей:

1) инстинкт комбинации,

2) стремление к постоянству агрегатов,

3) потребность в демонстрации собственных чувств,

4) инстинкт общительности,

5) инстинкт целостности индивида,

6) инстинкт сексуальности.

Элиту характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, в то время как массы обычно запутываются в сетях эмоций и предрассудков, и этим оправдывается разделение общества на две части.

Парето указывает на два главных качества управляющих : умение убеждать и умение применять силу там, где это необходимо. Эти способности являются взаимоисключающими, и именно это Парето считает причиной взлетов и падений правящих классов.

Механизмом, посредством которого происходит обновление элиты в мирное время, является социальная мобильность. Чем более открыт правящий класс, тем он крепче, тем более он способен сохранить свое господство. Чем более он замкнут, тем сильнее тенденция к упадку.

Если циркуляция элит происходит чересчур медленно (в низших слоях есть индивиды, превосходяще своими достоинствами высшие классы), наступает эпоха революции, смысл которой состоит в обновлении состава правящей элиты. Циклы подъема и упадка, возвышения и падения элиты являются необходимыми и неизбежными. Чередования, колебания, смена элит являются законами существования человеческого общества.

Каждой элите соответствует определенный стиль правления. Инстинкт комбинации обуславливает использование убеждения и обмана, использование введения масс в заблуждение. Такие правители называются “лисицами”. Инстинкт постоянства агрегатов обуславливает противоположные качества правителей: они агрессивны, авторитарны, склонны к применению насилия. Такие правители (“львы”) фабрикуют идеалы, светские и религиозные, и их цели простираются далеко вперед. Идеальным было бы смешение элиты львов и элиты лис.

Чередование экономических и политических циклов связано с циклами духовного производства (интеллектуального, религиозного, художественного и т.д.). Здесь происходит ритмическая смена веры и скептицизма, в основе которой в конечном счете лежат “остатки” первого и второго классов.