logo
политология

Вопрос 11. Европейский консерватизм: Давид Юм, Берк, де Местр, де Бональд, л. Ф. Галлер.

  1. Общими чертами работ представителей европейского консерватизма можно считать присутствие в них: - моральной критики идей либерализма, республиканизма; - положений в поддержку монархии и основ религии; - критики политических идей просветительского рационализма; - утверждений в защиту традиций, устоев; - негативного восприятия социальных перемен. Давид Юм (1711-1776) выступил одним из первых критиков идей европейского Просвещения. Он обосновывал превосходство опыта над разумом и критиковал - представителей пуританского течения и состояние духовной сферы в целом; - намерения последователей Просвещения провести реформы в сфере юриспруденции. В духовной сфере Юмом критиковались: - тенденции к упрощенному и самостоятельному толкованию Библии людьми; - попытки применения идей естественного права к проблемам возникновения и развития государства и права. В правовой сфере Юм: - отстаивал идею о неспособности человеческого разума самостоятельно создать новые правовые нормы; - призывал следовать традициям и опыту; - обосновывал идею, что все нормы судопроизводства есть также результат исторического развития общества. В дальнейшем на работах Юма основывались представители консерватизма - Местр, Бентам, Кант и Хайек. 2. Эдмунд Берк (1729-1797) придерживался следующих взглядов на проблему сущности государства: - государство является творением Бога; - цель создания государства - установление связи между людьми; - закон в государстве - един, он - выражение воли Бога; - только монарх и министры, утвержденные органом народного представительства, в силах применить закон на практике, без участия их любой закон – ничто. Наилучшая форма правления - конституционная монархия. Местр о сущности права: - признавал теорию божественного, а не естественного права; - отрицал возможности человека участвовать в творении законов бытия и в их реализации в жизни. Относительно сущности государства: - государство возникает до появления общества; - оно подобно живому существу (органическая теория государства); - идеальное государство имеет формой правления монархию, эта форма наиболее соответствует воле Бога; - монархия может быть утверждена только при помощи религии (католичества), а роль последней инстанции во всех конфликтах должен играть Римский Папа. Луи де Бональд основным положением своей доктрины считал доминирующую роль религии в вопросах государства, права и иных социальных институтов. Бональд о сущности государства и права: - государство, право и иные социальные институты имеют своим источником природу человека; - цель государства и религии - сдерживание человеческих страстей, человек эгоистичен по природе. Государство представляет собой совокупность семей, объединившихся с целью обеспечения безопасности себе и своему имуществу. Бональд представлял классификацию государств: - истинные государства, чьи законы отражают веления природы и являются выражением общей воли; - извращенные государства, чьи законы выражают частные воли, конфликтующие между собой. Приводя классификацию форм правления, Бональд считал монархию наилучшей, а республику и демократию - наихудшими формами, так как они являются «ступенькой» к тирании. 4. Карл Галлер (1768-1854) посвятил всю свою жизнь борьбе с идеями Просвещения и революции. Его взгляды: - опровержение идеи общественного договора как противоречащей историческим фактам; - представление о государстве как о частной собственности государя, дарованной ему Богом, - представления о естественном законе как произошедшем от Бога установления подчиняться сильнейшему; - утверждение о ненужности законов, помимо монарха.

Вопрос №12 "Европейский либерализм. Англия, Франция, Германия" Стремление к личной свободе было свойственно представителям всех народов во все века. Яркими примерами являются города-полисы от Древней Греции до европейских с принципом — «воздух города делает свободным», политическая система которых включала многие элементы правового государства и демократии в сочетании со свободой частного предпринимательства. В континентальной Европе доктрину о всеобщем равенстве граждан перед законом, которому должны подчиняться даже монархи, развивал Шарль Луи Монтескьё. Основными инструментами ограничения государственной власти Монтескьё считал разделение властей и федерализм. Его последователи, экономисты Жан-Батист Сэй и Дестют де Траси, были страстными популяризаторами «гармонии рынка» и принципа невмешательства государства в экономику. Из мыслителей эпохи Просвещения наибольшее влияние на либеральную мысль оказали две фигуры: Вольтер, который выступал за конституционную монархию, и Жан Жак Руссо, который развил учение о естественной свободе. Оба философа в разной форме отстаивали идею, что естественную свободу личности можно ограничивать, но нельзя уничтожать её суть. Вольтер подчёркивал важность религиозной терпимости и недопустимость пыток и унижения человеческого достоинства. В трактате «Об общественном договоре» (1762 г.) Руссо придал новое понимание этой концепции. Он обратил внимание, что множество людей оказывается частью общества, не имея собственности, т. е., общественный договор просто закрепляет права собственности за её фактическими обладателями. Чтобы такой договор был легитимным, в обмен на свою независимость человек должен получить блага, которые ему может обеспечить только общество. Одним из таких благ Руссо считал образование, которое позволяет людям наилучшим образом реализовать свои способности, и при этом делает из людей законопослушных граждан.