Вопрос 21.Типы государств.
Государства различаются и по форме правления, которая представляет собой устройство основных институтов политической власти в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит выборному органу. Это монархия и республика.
Монархия – такая форма правления, в которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху, получающему власть, как правило, по наследству, на основании традиций, обычаев или законов о престолонаследовании.
К числу признаков монархии могут быть отнесены: осуществление единоличного правления наследственным (реже избираемым) монархом. Его власть объявляется священной, он формально независим ни кого в своей деятельности; его правление бессрочное и пожизненное; монарх является главой государства и часто олицетворяет его.
Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. В абсолютных монархиях(ОАЭ, Катар) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Вконституционных монархиях(Великобритания, Испания, Япония, Швеция) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции. Вдуалистических монархияхимеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент.
Республика(от лат. res publica — дело народа)- это форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и местное самоуправление.
Признаками республики являются: наличие высших выборных органов власти, участие граждан в управлении государством, принцип разделения властей; определенная процедура принятия решений.
Республики существуют:
- Парламентские(Италия, Германия, Финляндия, Индия). Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти – парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Глава государства назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте.
- Президентские(США, Мексика, Бразилия, Аргентина). В президентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования
-Смешанные (Франция).
Правовое государство– это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В таком случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны –конституции.
Отличительные признаки правового государства:
• верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;
• гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается через принцип невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью государства создавать условия для реализации прав личности;
• взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;
• принцип разделения властина законодательную, исполнительную и судебную.
Социальное государствопредставляет собой форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.
Государства, являясь сложными образованиями, различаются прежде всего по способу территориально-государственного устройства в зависимости от степени суверенности, самостоятельности субъектов, входящих в его состав. По этим признакам выделяют унитарное и федеративное государства, конфедерацию. Унитарное государствохарактеризуется отношениями «правительство – территориальная администрация». Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая конституция, единое гражданство, единое право (Греция, Ирландия, Люксембург).
Федеративное государство– это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти образования называются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление (штаты, края, области и т. д.). При федеративном устройстве территория государства не является единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия, Мексика, Россия и др.
Конфедерации– это государственно-правовые объединения юридически независимых государств. Цель подобного объединения – решение совместных задач в области экономики, обороны, культуры и т. д. Создаются совместные органы управления. Является неустойчивой формой территориального устройства, так как взаимосвязи входящих в конфедерацию субъектов слабы и неустойчивы (Сирия и Египет в 1958–1961 гг. образовали Объединенную Арабскую Республику).
- 3.История политической мысли в древности: античность.
- Вопрос 4 История политической мысли в средние века. А. Блаженный, ф. Аквинский, м. Падуанский.
- Вопрос 5. История политической мысли в период Возрождения. Н. Макиавелли, ж. Боден, т. Мор, т. Кампанелла, реформаторы, ф. Бэкон.
- Вопрос 6. Учения г. Гроция и б. Спинозы о государстве.
- Вопрос 7. Политическая мысль эпохи английской революции.
- Вопрос 8. Европейское просвещение: Англия, Германия, Франция, Италия (Дж. Вико).
- Вопрос 9. Американская политическая мысль: б. Франклин, т. Джефферсон, т. Пейн, д. Мэдисон.
- Вопрос 10. Немецкая политическая мысль: Кант, Гегель, Маркс и Энгельс.(временно отсутствует)
- Вопрос 11. Европейский консерватизм: Давид Юм, Берк, де Местр, де Бональд, л. Ф. Галлер.
- Вопрос 13. Политические учения в 19-20в.
- Вопрос 19. Государство. Суть, признаки, функции.
- Вопрос 20. Теории возникновения государства.
- Вопрос 21.Типы государств.
- Вопрос 22. Бюрократия и бюрократизм.
- Вопрос 24. Тоталитаризм: черты, плюсы и минусы.
- Вопрос 25. Авторитаризм и его отличие от тоталитаризма.
- Вопрос 26. Виды авторитаризма; по х. Линцу.
- Вопрос 27. Демократия: основные черты.
- Вопрос 28 Теории демократии: Кара-Мурза, Зиновьев, тоталитарного либерализма, золотого миллиарда.
- Вопрос 29. Политические элиты: теории итальянской школы.
- Вопрос 30. Политические элиты: способы отбора в элиту.
- Вопрос 32. Группы интересов .
- Вопрос №36 Политические идеология: функции, структура, виды. Теории Маркса, Дюркгейма.
- Вопрос 37. Консерватизм.
- Вопрос 38. Либерализм.
- Вопрос 39. Фашизм.
- Вопрос 40. Коммунизм.
- Вопрос 42. Анархизм
- Вопрос 43 Политическая культура (функции, структура, типы).
- Вопрос 44. Политическая культура востока и запада, России
- Вопрос 50. Политические технологии и политический пиар.
- 51. Политический конфликт. Типы конфликта, истоки и его этапы. Способы регулирования