Вопрос 10. Немецкая политическая мысль: Кант, Гегель, Маркс и Энгельс.(временно отсутствует)
Кант Вклад Канта в разработку политической теории характеризуется, некоторыми учеными тем, что он сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве. Государство по Канту— это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Вместе с тем термин правовой закон Кант употребляет как альтернативу законам природы, не имея ввиду каких-либо критериев определения правового закона в отличие его от произвола либо субъективизма законодателя. Призванное гарантировать устойчивый правопорядок, государство должно строиться, по мнению Канта, на началах общественного договора и народного суверенитета. Кант считал, что осуществление законодательной власти народом исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными правами. Представления мыслителя о народном суверенитете вместе с тем носили более чем умеренный характер. Прямое народоправство он заменяет представительством народа в парламенте и притом в таком, где депутатам лишь иногда разрешается отклонять требования правительства. В дополнение к этому Кант попытался разделить граждан на активных и пассивных по признаку хозяйственной самостоятельности, но признал теоретическую слабость этой позиции в свете учения о народном суверенитете. Гегель Правовое государство - это вершина развития человеческого общества.(считал Гегель) Рассматривая политико-правовую концепцию Гегеля, важно отметить и то, что он был первым, и не только в немецкой философии права, кто между индивидом и государством указал на общественную среду, т.е. на гражданское общество, как на особый элемент, который имеет значение и для личности, и для государства. Общественная среда является выражением частных интересов индивидов, и именно эта среда - гражданское общество - является одной из принципиальных отличий, отличающих старый и новый мир. Развивая свои взгляды на государство, мыслитель подчеркивал необходимость единства государственной жизни, как основы нормального политического бытия, и именно с ней он связывал сферу личной свободы. Итак, идея государства осмысливается Гегелем с двух сторон: с одной стороны, устанавливается принцип единства власти, как необходимой основы юридического порядка, с другой - развивается идея о гарантиях личности против всеобъемлющей могущества государства. Эти два момента постоянно вступают между собой в противоречие. В государственно-правовой жизни это и есть воплощение диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. В этом аспекте важно подчеркнуть, что Гегель ставит государство наравне с обществом, которое он считал организацией практических интересов и личной свободы, независимой от объединяющих функций государства. Маркс и Энгельс Социальная революция, по их мнению, неизбежна. Вся история человеческого общества, за исключением первобытного это история борьбы классов - писал Маркс. Пролетариат должен достичь политического господства которое необходимо для того что бы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал и централизовать все орудия производства в руках государства т. е. пролетариата, который будет организован и подготовлен как господствующий класс, и как можно быстрее увеличить сумму производительных сил. ГЛАВНЫЕ ИДЕИ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА а) понимание политических отношений как разновидности социальных отношений, трактовка власти как социального явления; б) объяснение сущности политики, культуры, духовной жизни, исходя из их обусловленности социо-экономической средой; подход к политике, культуре, духовной жизни как относительно самостоятельным сферам жизни общества; в) противоречивость политической власти, государства в классовом обществе: с одной стороны, рассмотрение государства как организации, выражающей определенные интересы всех членов общества (развитие средств коммуникаций, связи, энерго-теплоснабжение, обеспечение правопорядка и т.д.), с другой - государство господствующих классов, орудие сильных, составляющих меньшинство; г) высокую оценку значения теоретических знаний, духовной зрелости общества.
- 3.История политической мысли в древности: античность.
- Вопрос 4 История политической мысли в средние века. А. Блаженный, ф. Аквинский, м. Падуанский.
- Вопрос 5. История политической мысли в период Возрождения. Н. Макиавелли, ж. Боден, т. Мор, т. Кампанелла, реформаторы, ф. Бэкон.
- Вопрос 6. Учения г. Гроция и б. Спинозы о государстве.
- Вопрос 7. Политическая мысль эпохи английской революции.
- Вопрос 8. Европейское просвещение: Англия, Германия, Франция, Италия (Дж. Вико).
- Вопрос 9. Американская политическая мысль: б. Франклин, т. Джефферсон, т. Пейн, д. Мэдисон.
- Вопрос 10. Немецкая политическая мысль: Кант, Гегель, Маркс и Энгельс.(временно отсутствует)
- Вопрос 11. Европейский консерватизм: Давид Юм, Берк, де Местр, де Бональд, л. Ф. Галлер.
- Вопрос 13. Политические учения в 19-20в.
- Вопрос 19. Государство. Суть, признаки, функции.
- Вопрос 20. Теории возникновения государства.
- Вопрос 21.Типы государств.
- Вопрос 22. Бюрократия и бюрократизм.
- Вопрос 24. Тоталитаризм: черты, плюсы и минусы.
- Вопрос 25. Авторитаризм и его отличие от тоталитаризма.
- Вопрос 26. Виды авторитаризма; по х. Линцу.
- Вопрос 27. Демократия: основные черты.
- Вопрос 28 Теории демократии: Кара-Мурза, Зиновьев, тоталитарного либерализма, золотого миллиарда.
- Вопрос 29. Политические элиты: теории итальянской школы.
- Вопрос 30. Политические элиты: способы отбора в элиту.
- Вопрос 32. Группы интересов .
- Вопрос №36 Политические идеология: функции, структура, виды. Теории Маркса, Дюркгейма.
- Вопрос 37. Консерватизм.
- Вопрос 38. Либерализм.
- Вопрос 39. Фашизм.
- Вопрос 40. Коммунизм.
- Вопрос 42. Анархизм
- Вопрос 43 Политическая культура (функции, структура, типы).
- Вопрос 44. Политическая культура востока и запада, России
- Вопрос 50. Политические технологии и политический пиар.
- 51. Политический конфликт. Типы конфликта, истоки и его этапы. Способы регулирования