Вопрос 43 Политическая культура (функции, структура, типы).
Термин «политическая культура» впервые был употреблен в XVIII в. немецким философом-просветителем И. Гердером.
функции:
- идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
- ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
- адаптации, выражающей потребность человека в приспо-
соблении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
- социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
- коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
- познавательная –политические знания
- удовлетворение политических потребностей и интересов
- защитная- охрана политических ценностей.
-сохранение и развитие основ политической деятельности
Структура политической культуры
Культура политического сознания представляет собой типичный для той или иной социальной общности комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, установок и ориентаций, включенных в политическую деятельность.
Политические представления – это образы политических объектов, которые формируются сознанием человека как непосредственно на основе индивидуального опыта, так и посредством социального общения и воспитания. Они могут основываться на объективном политическом знании или существовать в виде политических чувств и настроений, могут быть подлинными или ложными.
Политические убеждения по своей сущности являются осознанными потребностями личности, побуждающими ее к определенным действиям в сфере политики.
Политические ценности – нравственные принципы, нормы и идеалы политической жизни, значимые для отдельных индивидов и социальных групп.
Политические традиции – исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение и сохраняющиеся в течение длительного времени нормативные образцы политического поведения. Политические традиции могут быть старыми и новыми, национальными и мировыми, динамичными и статичными, с высокой и слабой устойчивостью. Каждый тип традиций имеет сильные и слабые стороны. Преимущество старых традиций в их способности сдерживать быстрые изменения, слабость – в преклонении перед прошлым опытом, отрицании новых подходов. Новые традиции в одних случаях отражают высокий динамизм культуры, а в других - дают возможность отказа от них под давлением обстоятельств.
Политические установки характеризуют предрасположенность субъекта к определенным формам политической активности в определенных ситуациях. Особым видом политических установок являются политические ориентации.
Политические ориентации – это установки, основанные на системном преставлении субъекта о цели, плане и средствах осуществления предстоящих или выполняемых политических действий.
Культуру политического поведения можно определить как совокупность типичных для той или иной социальной общности форм, образцов и норм политического участия и политической деятельности.
Типология
1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);
2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности и конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);
3) в зависимости от отношения к власти: господствующая и контркультура;
4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);
5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);
6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);
7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;
8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;
9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);
10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).
Наиболее известная и распространенная классификация типов политической культуры :
1) патриархальный, для которого характерны отсутствие интереса граждан к политической жизни страны и общества, озабоченность только местными проблемами, низкий уровень активности и участия в жизни общества (является преобладающей для слаборазвитых – африканских и части азиатских – стран с сильными пережитками родоплеменных и земляческих отношений, а в развитых странах – для части жителей сельских местностей);
2) подданнический, при преобладании которого люди имеют общие представления о политической системе и ее институтах, но не стремятся активно участвовать в политике, воспринимают государство, власть и политику как нечто "вышестоящее" по отношению к их частной жизни и ожидают от властей наказания за непокорность и поощрения за подчинение и дисциплинированность (чаще всего встречается в "переходных" и переживающих трансформацию обществах, где только еще формируются новые принципы и формы политических отношений);
3) активистский – при нем граждане политически грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, воздействуя на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов (развитые демократические государства).
- 3.История политической мысли в древности: античность.
- Вопрос 4 История политической мысли в средние века. А. Блаженный, ф. Аквинский, м. Падуанский.
- Вопрос 5. История политической мысли в период Возрождения. Н. Макиавелли, ж. Боден, т. Мор, т. Кампанелла, реформаторы, ф. Бэкон.
- Вопрос 6. Учения г. Гроция и б. Спинозы о государстве.
- Вопрос 7. Политическая мысль эпохи английской революции.
- Вопрос 8. Европейское просвещение: Англия, Германия, Франция, Италия (Дж. Вико).
- Вопрос 9. Американская политическая мысль: б. Франклин, т. Джефферсон, т. Пейн, д. Мэдисон.
- Вопрос 10. Немецкая политическая мысль: Кант, Гегель, Маркс и Энгельс.(временно отсутствует)
- Вопрос 11. Европейский консерватизм: Давид Юм, Берк, де Местр, де Бональд, л. Ф. Галлер.
- Вопрос 13. Политические учения в 19-20в.
- Вопрос 19. Государство. Суть, признаки, функции.
- Вопрос 20. Теории возникновения государства.
- Вопрос 21.Типы государств.
- Вопрос 22. Бюрократия и бюрократизм.
- Вопрос 24. Тоталитаризм: черты, плюсы и минусы.
- Вопрос 25. Авторитаризм и его отличие от тоталитаризма.
- Вопрос 26. Виды авторитаризма; по х. Линцу.
- Вопрос 27. Демократия: основные черты.
- Вопрос 28 Теории демократии: Кара-Мурза, Зиновьев, тоталитарного либерализма, золотого миллиарда.
- Вопрос 29. Политические элиты: теории итальянской школы.
- Вопрос 30. Политические элиты: способы отбора в элиту.
- Вопрос 32. Группы интересов .
- Вопрос №36 Политические идеология: функции, структура, виды. Теории Маркса, Дюркгейма.
- Вопрос 37. Консерватизм.
- Вопрос 38. Либерализм.
- Вопрос 39. Фашизм.
- Вопрос 40. Коммунизм.
- Вопрос 42. Анархизм
- Вопрос 43 Политическая культура (функции, структура, типы).
- Вопрос 44. Политическая культура востока и запада, России
- Вопрос 50. Политические технологии и политический пиар.
- 51. Политический конфликт. Типы конфликта, истоки и его этапы. Способы регулирования