logo
политология

Вопрос 43 Политическая культура (функции, структура, типы).

Термин «политическая культура» впервые был употреблен в XVIII в. немецким философом-просветителем И. Гердером.

функции:

-       идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

-       ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

-       адаптации, выражающей потребность человека в приспо-

соблении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

-       социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

-       интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

-       коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

- познавательная –политические знания

- удовлетворение политических потребностей и интересов

- защитная- охрана политических ценностей.

-сохранение и развитие основ политической деятельности

Структура политической культуры

Культура политического сознания представляет собой типичный для той или иной социальной общности комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, установок и ориентаций, включенных в политическую деятельность.

Политические представления – это образы политических объектов, которые формируются сознанием человека как непосредственно на основе индивидуального опыта, так и посредством социального общения и воспитания. Они могут основываться на объективном политическом знании или существовать в виде политических чувств и настроений, могут быть подлинными или ложными.

Политические убеждения по своей сущности являются осознанными потребностями личности, побуждающими ее к определенным действиям в сфере политики.

Политические ценности – нравственные принципы, нормы и идеалы политической жизни, значимые для отдельных индивидов и социальных групп.

Политические традиции – исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение и сохраняющиеся в течение длительного времени нормативные образцы политического поведения. Политические традиции могут быть старыми и новыми, национальными и мировыми, динамичными и статичными, с высокой и слабой устойчивостью. Каждый тип традиций имеет сильные и слабые стороны. Преимущество старых традиций в их способности сдерживать быстрые изменения, слабость – в преклонении перед прошлым опытом, отрицании новых подходов. Новые традиции в одних случаях отражают высокий динамизм культуры, а в других -  дают возможность отказа от них под давлением обстоятельств.

Политические установки характеризуют предрасположенность субъекта к определенным формам политической активности в определенных ситуациях. Особым видом политических установок являются политические ориентации.

Политические ориентации – это установки, основанные на системном преставлении субъекта о цели, плане и средствах осуществления предстоящих или выполняемых политических действий.

Культуру политического поведения можно определить как совокупность типичных для той или иной социальной общности форм, образцов и норм политического участия и политической деятельности.

Типология

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности и конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к власти: господствующая и контркультура;    

4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

Наиболее известная и распространенная классификация типов политической культуры :

1) патриархальный, для которого характерны отсутствие интереса граждан к политической жизни страны и общества, озабоченность только местными проблемами, низкий уровень активности и участия в жизни общества (является преобладающей для слаборазвитых – африканских и части азиатских – стран с сильными пережитками родоплеменных и земляческих отношений, а в развитых странах – для части жителей сельских местностей);

2) подданнический, при преобладании которого люди имеют общие представления о политической системе и ее институтах, но не стремятся активно участвовать в политике, воспринимают государство, власть и политику как нечто "вышестоящее" по отношению к их частной жизни и ожидают от властей наказания за непокорность и поощрения за подчинение и дисциплинированность (чаще всего встречается в "переходных" и переживающих трансформацию обществах, где только еще формируются новые принципы и формы политических отношений);

3) активистский – при нем граждане политически грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, воздействуя на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов (развитые демократические государства).